Проповедь на Пассии в Покровском Хотькове монастыре. 20 марта 2022 г.
ПРОПОВЕДЬ НА ПАССИИ В ПОКРОВСКОМ ХОТЬКОВЕ МОНАСТЫРЕ
20 марта 2022 года
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие отцы, братия и сестры, Великий пост – особое время для покаяния. Что такое покаяние? Покаяние переводится с греческого языка «метанойя» как изменение образа жизни, изменение образа мыслей к лучшему. То есть мы призваны к покаянию и совершенствованию.
Совершенствование – это когда мы уподобляемся Богу в Его добродетелях и совершенствуемся в них.
Но действуют в нас еще и страсти. Противоборствующую сторону мы должны учитывать. И враг по отношению к нам действует по трем направлениям.
Первое – это помыслы. И человек, который проводит жизнь легкомысленно и невнимательно, тот речь, слова и беседы диавола принимает за свои мысли и таким образом управляется по широкому пути.
Второе направление – это наша поврежденная природа. После грехопадения Адама в человеческой природе действует три закона – страстность, тленность и смертность. Страстность проявляется в удобопреклонности ко греху, и каждый из нас это ощущает. Тленность проявляется в старости, в болезни, т.е. потихонечку мы стареем, где слабые места, болезни вылезают. Ну и третье – это смертность, разлучение души и тела. На этих моментах враг тоже нам играет. То есть кто-то не хочет никак постареть, морщины разглаживает, кто-то болезней боится, хотя они все равно придут, всё здоровья желаем и так далее.
И третье направление – это окружающий нас мир. Враг действует через злых людей, которые явно злыми делами занимаются, такие есть, которые явно, сознательно служат сатане; через людей таких же легкомысленных и невнимательных; или выстраивает перед нами какие-то обстоятельства, чтобы подвести нас к черте греха.
Поэтому все помыслы, пожелания и предложения мы должны оценивать через призму Заповедей Христовых, через призму вечности. И как святые отцы говорят, «помни последняя своя и вовек не согрешишь».
Подвиги, которые мы призваны совершать, - это не те подвиги, о которых мы читаем в житиях святых, как некоторые преподобные, как есть молчальники, пустынники, отшельники, затворники и т.д. Подвиг мы совершаем ежедневно, каждодневно, когда мы побуждаем себя в самых простых делах. Не хочется вставать по будильнику или кто-то будит, понудил – встал – стал сильнее, неохота молитвы читать – понудил себя – прочитал молитвы – стал сильнее, неохота в храм ходить или домашними делами заниматься или еще чем-то – понудил себя – пошел в храм или занялся домашними делами – стал сильнее. И вот это побуждение себя – вот это и есть подвиг. Господь так и говорит, что Царствие Божией нудится, т.е. силою берется, и нуждницы, кто это усилие прилагает, достигают его.
И Помощником нам в этом понуждении себя является Сам Христос, Которого святые отцы называют Основоподвигоположник. Почему Господь нам помогает? Как искушенный, Он и Сам искушаемым может помочь, потому что Господь всё претерпел. Во-первых, борьбу со страстями: отверг похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую, когда после сорокадневного поста в пустыне приступил к Нему диавол и Господь отверг все эти искушения. То есть сначала он искушал Его удовольствиями и, когда потерпел неудачу, поражение, уже в последующие дни до Крестной смерти Христа искушал Его уже скорбями.
И скорби Господь претерпел все – всё, что возможно: и клевету, и насмешки, и оплевание, и заушение, и предательство. И Крестные страдания, и Крестную смерть. Поэтому Господь и нам помогает во всем. Но и требуется некое усилие и от нас, чтобы мы прилагали эти усилия, понуждали себя, укрепляли свою волю для того, чтобы и в будущем мы могли мужественно, терпеливо, благодушно претерпевать всякие напасти, искушения, неприятности и укрепляться в добродетелях. Аминь.