Проповедь 12 августа 2020 года
Святой мученик Иоанн Воин прославился, как исповедник, потому что мученическую кончину он не претерпел, но пострадал в правление императора Юлиана Отступника. И вот этот святой отличился тем, что помимо исповедничества, тех страданий, которые перенес он за Христа, он служил и ближним своим. В темницах посещал христиан, утешал их всячески, как мог, служил им.
Когда императорство Юлиана Отступника закончилось для него плачевно, трагически, освобождены были многие христиане, которые в эти годы гонений пострадали, и в том числе и Иоанн Воин был освобожден. И он оставил свое воинское служение и уже благочестиво проводил свою жизнь.
Святой мученик Иоанн Воин
Отношение христиан первых трех веков особенно и IV века, когда еще тоже претерпевали гонения со стороны отступников веры или от еретиков, оно было совершенно иное, чем у нас, дорогие братья и сестры. У нас с вами представление такое, как бы нам хорошо, благополучно здесь устроиться.
К сожалению, с одной стороны, хорошо, что святой равноапостольный великий князь Константин дал свободу Христианству, уравнил Православную Церковь Христианскую с другими религиями, и христиане получили возможность общественного служения (не надо было служить по ночам, в катакомбах и т.д., где-то прятаться в пустынях). Но, с другой стороны, видя благорасположение императора к Христианству, близкие его и вельможи всякие стали принимать христианскую веру и крещение лицемерно, а жизнь проводили, как и раньше, по-язычески.
И вот подавляющее большинство наших соотечественников только по названию являются христианами. Как говорит светская статистика, у нас есть два варианта ответа на вопрос, сколько у нас православных в стране. Один вариант ответа говорит, что у нас 80% населения православных, а другой говорит, что 3%, смотря как поставить вопрос: сколько у нас крещеных или кто всё выполняет?
И вот когда вчитываешься в житие святых мучеников, особенно первых трех веков, то пострадать за Христа - это было для них радость. То есть человек, когда принимал крещение, он понимал, что с большой долей вероятности, попадет на место казни. И это было нормально - пострадать за Христа.
За эти века, которые прошли до наших дней, наш менталитет, наше мировоззрение совершенно изменилось - мы боимся пострадать. Боимся пострадать не только за Христа и вообще боимся пострадать.
Вчера в Евангельском чтении на полиелее мы читали, что Господь говорил, что вы плод принесете. А какой плод? Плод любви. И говорит: «Нет той больше любви, кто положит душу свою за друзей своих». То есть мы видим, что в основании любви лежит жертвенность.
Как в нашем современном мире мы можем положить душу свою за ближнего своего, за друга своего? У нас нет возможности броситься на амбразуру к пулемету, накрыть гранату, встать на пути пули, закрыть своего товарища, - нет такой возможности. Но возможность послужить ближнему и проявить подвиг любви есть.
И самое доступное в повседневной жизни то, что мы можем, это потерпеть немощи ближнего. Даже если мы доброго дела не можем сделать, но хотя бы потерпи немощь ближнего своего, потерпи его недостатки, потому что и нас кто-то терпит. Совершенных людей не бывает, и наши несовершенства, они сталкиваются между собой и в семейной жизни, и на работе в коллективе, и в монастырских общинах. Мы, человеки, все одинаковой природы, ничего выдающегося в нас такого нет, все страсти, пороки - все действуют одинаково. Внешние условия только могут быть разные - в монастыре одни, в миру другие. А страсти и пороки одинаковые.
И вот когда мы сталкиваемся с этими недостатками ближнего, прежде чем осудить и проявить нетерпение, давайте посмотрим на себя: а я тоже такой же, даже, может, хуже.
И в этой земной жизни мы ищем только справедливости по отношению к себе со стороны ближнего или со стороны начальства, руководства, а преподобный Максим Исповедник говорит: «Справедливость - это область зла, а милосердие - это область добра». Поэтому постараемся не искать справедливости в отношении себя, а будем проявлять милосердие по отношению к ближнему, хотя бы потерпеть его немощи, будем и подражать святым мученикам, которые проявляли такую любовь ко Христу.
И кажется, вот что тут такого, какой подвиг в этом может проявляться - в маленьких таких действиях повседневных в плане терпения ближнего? Большие подвиги, они основываются на подвигах небольших, малых. Вот одно время приходилось общаться с военными, их женами, матерями, которые участвовали в событиях в Беслане, и погибшие были, и в других конфликтах военных кто погиб. И вот на отпеваниях, на поминках вспоминали, как они себя вели в детстве, в школьные, в курсантские годы, когда они учились в военном училище. Они уже проявляли маленькие жертвенные такие поступки, чтобы кого-то защитить, за кого-то заступиться. И совокупность этих маленьких подвигов жертвенных, в конце концов они послужили основанием для того, чтобы эти люди совершили вот такой подвиг уже делом явным.
Поэтому если мы с вами тоже встали на путь Христианства, мы тоже должны подражать Христу, и мы претерпим всё, что претерпел Христос. Всё, что претерпел Христос, мы с вами перенесем, переживем. Не по степени и силе тех страданий, которые Господь претерпел, но по характеру - это точно. Если Господь претерпел предательство - и мы претерпим предательство, если Господь претерпел оклеветание - мы претерпим оклеветание, и физические страдания, которые Господь воспринял на Кресте, - мы тоже претерпим все эти физические страдания.
А так приходится слышать: «вот, меня неправильно оценили на работе или где-то», или «родня ко мне относится несправедливо», или болезни нас посещают. Закон тления никто не отменял, с возрастом мы все стареем и слабые места, болезни вылезают, - в любом случае болезни нас посещают.
А вот от батюшек требуют: «что почитать, чтобы исцелиться?» Читать надо, но не в этом суть, а в отношении к тем болезням, страданиям и искушениям, которые Господь нам посылает и дает возможность претерпеть.
И всё это должны мы претерпевать: и ближнего своего, и болезни, скорби и искушения - за ради Христа. Как и преподобный Серафим Саровский говорит: «Все добрые дела нужно делать за ради Христа», и тогда через эти действия мы можем уже приобщаться к Божественной Благодати, подвижнической. Вот об этом и говорит преподобный Исаак Сирин: «Если мы благодушно переносим болезни, скорби, искушения и всякие неприятности, то в этом случае воспитывается мужественное устроение души и Господь Благодать преподает. Если мы начинаем роптать, обижаться, саможалением заниматься, всё - Божией Благодати лишаемся и уже бесы доступ имеют к нашей душе».
Поэтому, дорогие братья и сестры, будем в этих маленьких скорбях, нуждах и болезнях, будем стараться подражать мученикам, чтобы у нас тоже воспитывалось и терпение, и мужественное устроение души, чтобы нам в какой-то части тоже воспринять ту Благодать, которую святые восприняли от Господа. Аминь.