Проповедь на первой Пассии

15 марта 2020 года

ПРОПОВЕДЬ НА ПЕРВОЙ ПАССИИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

15 марта 2020 года

Сейчас перед нами на Кресте – Распятый Господь, Который сотворил весь мир. И сказал Бог: «Да будет свет». Бог Слово воплотился, пришел в мир ради нас и нашего спасения. Но человеческий род, ради которого Он пришел, не принял Его и осудил. Осудил самой гнусной смертью, которая могла быть в Римской империи.

Христос умер на Кресте. «Как Бог может умереть? – спросите вы. – Как Бог умер на Кресте?». Бог умер на Кресте человеческой природой, такой же, как и у нас с вами. Но Божественной природой Он сходит во ад.

Зачем Он туда сходит? Он сходит во ад, чтобы вывести всех праведников от сотворения мира, которые ждали Его пришествия: Адама и Еву, Авраама, Ноя, ветхозаветных пророков. Но самого первого – разбойника, который поверил во Христа и раскаялся, и сказал: «Помяни меня, когда приидеши во Царствии Твоем». И Господь отвечает ему: «Ныне будеши со Мною в Раи».

Первый человек, кто входит в Рай, – разбойник, который не ходил со Христом, не видел Его чудес, не видел, как Он воскрешает мертвых, исцеляет больных. Однако именно он в последний миг своей жизни смог увидеть в Христе Распятом Бога Спасителя, вера в Которого поколебалась даже у Его ближайших учеников.

Для нас же, современных людей, существует вещественное доказательство Страданий Христа, Его Распятия и Воскресения. Некоторые называют это пятым Евангелием. Это – Туринская Плащаница. Та самая Плащаница, которой был обвит Христос после снятия с Креста, о чем мы с вами только сейчас и читали в Евангелии: «и, взяв Тело, Иосиф [из Аримафеи] обвил Его чистою плащаницею и положил Его в новом своём гробе, который высек он в скале» (Мф. 27, 59).

Что же это за Плащаница? О чем она нам свидетельствует? Она свидетельствует нам о страшных страданиях Христа. Она показывает нам, что Христос был действительно распят на Кресте. Свидетельствует, что на руках и ногах Его были раны от гвоздей, между ребер – след прободения копьем. Свидетельствует нам о том, что Христос был побиваем так называемыми «кошками» – кнутами с острыми когтями на концах. Свидетельствует так ярко, что даже не веровавшие во Христа учёные – исследователи Плащаницы – стали христианами.

Учёные изучали Плащаницу подробно и кропотливо, как криминалисты изучают вещественные доказательства преступления. Так они пришли к выводу, что «кошками» побивали двое человек – один был высокого роста, другой – низкого. Что был также удар палкой по лицу, который перебил переносицу. Что терновый венец, который в нашей иконописной традиции изображается в виде тонкого ободка, напоминал скорее что-то, вроде митры: на всей голове Его располагались терновые иголки, по которым били палками и с которых стекала Кровь. И эта Кровь Христа также осталась на этой ткани. Вот такое свидетельство мы имеем в наше время.

Но что же за изображение на Туринской Плащанице? Это своего рода негатив, то есть отпечаток. Ученые пришли к мнению, что он проявился в момент Воскресения Христа оттого, что Тело Христово как бы опалило ткань, но не сожгло ее и оставило отпечаток для свидетельствования всем нам о  Его победе над смертью.

Тем паче нам, имеющим веру, следует, как тому самому разбойнику, прибегать ко Христу в молитвах и просить: «Помяни меня, егда приидеши во Царствии Твоем», и надеяться на Его милосердие по отношению к нам всем, на милость Божию. Когда Он придет второй раз на эту землю, мы с вами тоже воскреснем и даже те, кто не веровал во Христа воскреснут.  Все, кто жил в этом мире. Так будем и мы иметь упование на милосердие Божие, что мы воскреснем в воскрешение живота, а не в воскрешение суда. Аминь.

Фотографии: