Проповедь Архиепископа Феогноста в Покровском Хотькове монастыре
Проповедь Архиепископа Каширского Феогноста в субботу сырной седмицы
29 февраля 2020
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
О третьем после Адама патриархе Енохе очень кратко в Священном Писании сказано: «И ходил он пред Богом, и угодил он Богу, и не стало его, потому что Бог взял его». Вот эта краткая характеристика, она говорит о сути того, что угодно Богу и что Ему не угодно.
Самый трудный и самый высокий подвиг – это подвиг хождения пред Богом. И мы думаем, что это о чем-то далеком, о чем-то бесконечно непонятном. Но это об очень простом и очень ясном.
Вот в сегодняшнем Евангельском чтении, где нам дается пример того, как нужно делать добрые дела и как нужно молиться. Когда делаешь доброе дело, то его нужно делать так, чтобы его люди не видели, – ты его делаешь пред Богом, и только тогда это, действительно, доброе дело.
Точно так же мы должны различать человеколюбие и человекоугодие. Человеколюбие не предполагает ничего заметного, а человекоугодие предполагает обратное. И потому когда мы говорим: я сделал или сделала доброе дело, а меня даже не поблагодарили, значит, нужно констатировать диагноз: я человекоугодник. Потому что если ты любишь человека, то ты не ждешь ничего взамен, – ты просто делаешь это доброе дело, и тебе этого достаточно.
И вот Великий пост, Святая Великая четыредесятница, она будет с пользой тогда, когда мы будем адекватно отмечать и видеть свои проблемы. И наш подвиг не в том, сколько мы без воды и без пищи пробудем, а будем ли мы ходить пред Богом или пред людьми, будем человекоугодниками или человеколюбцами.
И далее Господь говорит о молитве: нужно молиться так, чтобы особо никто не обращал на нас внимания.
И второе – Господь предупреждает: «Не будьте, как язычники, которые думают о том, что во многоглаголании своем (т.е. когда много слов у человека) говорят, Бог услышит его». Такое у нас недоверие к Богу – Он вдруг что-то не поймет, вдруг Он чего-то недослышит от нас, и мы стараемся говорить много и долго. Но ведь Господь нам об обратном говорит: Господь знает, что вы хотите. Он прежде нашего прошения все об этом знает. Ему нужно только одно – наше открытое сердце и доверие Ему, доверие, которое заключается в том, что мы знаем, что мы хотим, но мы не знаем, что нам полезно. И когда мы действительно доверяем Богу, то мы с благодарностью принимаем то, что Он нам дает, потому что мы знаем, что Он лучше нас знает, что нам полезно в этой жизни. И мы не просто с терпением, а с благодарением принимаем то, что Он нам дает.
И если мы обратим свой взор в прошлое, то увидим, насколько всё было промыслительно и правильно. Но ведь Бог вчера, сегодня и завтра Тот же – Альфа и Омега, Первый и Последний. И верить в это, и доверять Ему.
И вот эти простые истины: о хождении пред Богом, о человеколюбии, о милостыни, о молитве – это основные составляющие, это тот коридор, который не позволит нам выйти и уклониться от пути Божия.
Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там нет ни одного. Если мы будем вот эти простые истины помнить и жить по ним, ходить пред Богом, а не пред людьми, делать доброе не пред людьми, а пред Богом. И молиться так, как Господь нас научил в Своей молитве в саду Гефсиманском: «Если возможно, да минет Меня чаша сия, но да на всё будет воля Твоя», вот тогда мы с вами будем богоугодники, послушники, смиренные, благословенные и благодарные Богу Его чада.
Всех вас благодарим за святые молитвы. Помощь Божия, благодать Божия да не оставит нас на всех путях нашей жизни, дабы нам не уклониться ни одесную, ни ошуюю.