Архиепископ Каширский Феогност возглавил великопостное богослужение
5 марта 2020 года, в четверг первой седмицы Великого поста, в Покровском Хотькове ставропигиальном женском монастыре Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского возглавил Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Архиепископ Каширский Феогност.
По окончании Богослужения Владыка Феогност обратился к верующим с архипастырским словом:
"Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Праведник верою жив будет. И всё Евангелие, Новый Завет, говорит нам о вере, о необходимости верить. Но для многих вера – это во что-то. Но в Евангелии говорится о другой вере – вере как Кому-то.
Бог верит в нас, Он верит, что мы сможем выполнить то, что Он нам заповедовал. А мы верим Ему – Он не оставит нас одних, Он поможет нам.
И вере сопутствует всегда доверие, верность и вверенность. Вот это такое глубокое слово – вверенность. В каноне великомученику Феодору Тирону, мы будем читать, он ввоинился Христу, то есть вверился Ему полностью.
Вот когда в вере есть доверие, верность и вверенность, тогда это и настоящая вера. Но рядом с этим живет другое чувство, другое свойство, другая вера. Преподобные отцы наши говорили: «Не верь себе, пока не ляжешь во гроб». И вот эта вера в себя и себе, она губит человека и сбивает его с пути истинного. Такая вера дает самонадеянность, самодовольство, самоуверенность, и она не от Бога, потому что в ней нет смирения, нет послушания, нет преданности.
И когда человек начинает верить себе, он очень быстро договаривается сам с собой и гибнет, и не только в вечности, но уже и здесь. Есть такие опасные люди, которые договариваются сами с собой. Они сами с собой договорились и считают, что все остальные должны выполнять их условия.
Вот такое есть очень важное духовное свойство – трезвение. Трезвый человек, он никогда не верит себе. Для него главное послушание, подчинение, преданность и покорность. Трезвость – это понимание того, что не может быть всё по-твоему, не можешь ты быть всегда прав. И когда такое понимание у человека есть, тогда он недалеко от смирения, недалеко от послушания, тогда он недалек от Бога.
И святые Божие Ветхого и Нового Завета, у них разные подвиги, разные пути, но у всех у них есть вера в Бога и глубокое понимание собственной слабости, возможности ошибок. И даже Сам Господь наш Иисус Христос в Гефсиманской молитве молился так: «Если возможно, да минует Меня чаша сия, но да будет воля Твоя». И в этой молитве Он показал нам пример, когда мы чего-то очень просим, когда мы чего-то очень хотим – вспомним Христа, Его молитву в Гефсимании: «Но да будет воля Твоя».
И вот, когда мы по-настоящему начинаем понимать, что в смирении, в покорности есть великая сила и сила эта – сила Божия, и она гораздо сильнее всякой силы человеческой. Мы приобщаемся к этой силе, когда мы смиряемся, и она отходит от нас, когда мы начинаем гордиться. Вот это слова, сказанные в Священном Писании: «Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать». Гордый человек верит в себя и себе, а смиренный не верит себе и не верит в себя, но он верит Богу.
Какие замечательные слова сказаны об Аврааме: «И поверил он Богу». Не в Бога поверил, а Богу поверил и пошел за Богом, и вменилось это в праведность. Ведь Господь его увел с родного города, и Он сказал, что Я поведу тебя в Землю Обетованную, и ведь никуда не привел. Но Авраам верил, что так нужно. И Моисей жил в Египте, был приемным сыном у дочери фараона, у него все было хорошо, но Господь сказал: «Возьми народ мой и иди, и веди». А ведь Господь не ввел его в Землю Обетованную, остановился Он на горе и сказал: «Вот посмотри, а ты туда не войдешь». И у него не было ни обиды, ни раздражения, ни возмущения, потому что он верил Богу, он знал, что так нужно, он со смирением и кротостью принимал это.
Ну, а родители преподобного Сергия жили в Ростове, в родовом имении. И вдруг вот это переселение сюда, в Хотьково, в Радонеж сначала, и приняли с миром. А преподобный Сергий, какое у него огромное духовное богатство, в его смирении и кротости. И его сила, о которой сказано в житии: говорил очень мало, а сил имел против двоих. Так вот сила была его в смирении. Господь ему давал силу за его веру и за его смирение.
И вот, Великим постом каждый из нас должен еще, еще раз посмотреть в себя: «А верю ли я Богу или я верю в себя и себе? Желаю ли я своего или желаю воли Божий?» И благословен человек, у которого есть мужество признаться. И у нас есть великое таинство – покаяние. Нет грехов непрощенных, есть грех нераскаянный. И наверно, самый страшный грех – это неверие Богу и вера в себя и себе самому.
Но выбор за каждым из нас. И да поможет нам Господь сделать правильный выбор – пойти этим путем, не дрогнуть, не сойти с этого пути, а остаться верным, как сказал Господь Фоме: «и не буди неверен, но верен». Аминь".