Двунадесятые праздники

1. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Через шесть месяцев после явления ангела Захарии, родителю Иоанна Крестителя, тот же архангел Гавриил послан был от Бога в г. Назарет в дом праведного Иосифа Обручника к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира.

Пресвятая Богородица, читая Священное Писание о рождении в мир Спасителя от Девы, размышляла о том, как бы Ей хотелось быть последней служанкой Пречистой Девы. Тут предстал Ей архангел Гавриил и благовестил: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами!" Будущая Матерь Божия смутилась от слов его и размышляла, что бы значило это приветствие. Ангел же сказал Ей: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца". Пречистая Дева вопросила: "Как же будет это, когда я мужа не имею?" И он ответил Ей: "Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя: посему и Рождаемое Святое Сыном Божиим наречется. Вот, и родственница Твоя Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово". И сказала Мария: "Я раба Господня, да будет Мне по слову твоему".

Нынешнее название праздника установлено в VII веке. До этого он носил различные названия: Зачатие Христа, Начало Искупления, Благовещение ангела Марии. Историки приписывают установление праздника уже апостолам.

2. ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

Когда Деве Марии исполнилось три года, родители во исполнение обета привели Ее в храм иерусалимский для посвящения Богу. Торжественно, "с веселием", в сопровождении сродников и знакомых и в предшествии "добродетельми благоукрашенных" отроковиц введена была Богоотроковица в храм. У входа Ее встретил первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя, со множеством священников. В храм вела лестница в 15 высоких ступеней, по которой, казалось, трехлетняя Мария не могла взойти сама. Но, укрепляемая силой Божией, Она самостоятельно преодолела все ступени и вошла в храм. По особому внушению Божию объятый священным восторгом первосвященник ввел Пресвятую Деву во Святая Святых, куда мог входить только сам он лишь раз в году с очистительной кровью. Необыкновенному событию дивились не только все присутствующие при торжестве, но и ангелы небесные. Святая Отроковица, поселившись при храме, проводила все время в молитве, чтении Священного Писания и богомыслии; занималась рукоделием, служила нищим и больным, которым отдавала всю пищу, Сама вкушая хлеб, "преславне с небесе", приносимый ангелами.

3. ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

После вольных страстей и Крестной смерти Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году после восстания евреев завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив там камня на камне, как это предсказал Спаситель в беседе с учениками (Мк. 13, 1-2). Позднее ревностный язычник император Адриан (117-138) построил на месте разоренного Иерусалима новый город, который назвал своим именем — Елий-Адриан, запретив прежнее наименование. Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе в 119 году построил храм богини Венеры.

По желанию императора Константинопольского равноапостольного Константина Великого его мать благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а он написал письмо патриарху Макарию I с просьбой всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь. Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила оскверненные места. Св. равноап. царица Елена горела желанием отыскать Крест Господень. По соображению обычая зарывать орудия казни близ места совершения ее и по указанию одного престарелого иудея, она приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого нашли три креста и гвозди. Узнать Крест Господень было трудно, так как дощечка с надписью Иисус Назарянин царь Иудейский лежала отдельно. Нужно было высшее свидетельство о Кресте Господнем, и оно было явлено в чудодейственной силе Его Креста. По распоряжению патриарха Макария найденные кресты были принесены к одру одной болящей благочестивой женщины, и святитель в присутствии царицы Елены и множества народа начал возлагать кресты на больную. Прикосновение двух крестов не произвело никакого действия, возложение же третьего Креста вернуло больной здоровье. На обратном пути было получено еще более чудесное доказательство обретения истинного Креста Христова. Патриарх Макарий, встретив несших для погребения тело умершего, снова начал возлагать один за другим кресты на умершего, и покойный воскрес от прикосновения Креста, показавшего свою целительную силу. Слава чудес от Креста Господня привлекла к Голгофе великое множество народа. Так как для многих за теснотою не было возможности не только приблизиться и облобызать честный Крест, но даже видеть его, то патриарх, став на возвышенном месте и воздвигая честный Крест, показывал его и в отдалении стоящим, и весь народ в радостном восторге взывал: "Господи, помилуй!" Это торжественное событие произошло в 326 году. В память об этом в этот праздник на утрене Святой Крест торжественно выносится из алтаря на середину церкви для поклонения.

4. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

В сороковой день по воскресении из мертвых Господь Иисус Христос явился апостолам в Иерусалиме и вывел их из города на тору Елеонскую. Здесь Он повелел им не расходиться из Иерусалима, пока они не получат Духа Святого. Затем, подняв руки, Он благословил апостолов и, когда благословлял, стал отдаляться от них. Наконец светлое облако скрыло Иисуса Христа из вида учеников. Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца. Апостолы долго смотрели на небо. Вдруг явились им два ангела в белых одеждах и сказали: "Мужи галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1, 11). Апостолы поклонились Господу и возвратились в Иерусалим.

5. ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Господа Иисуса Христа распяли на Кресте, Он страдал и умер. Он добровольно шел на крест, не проклинал своих мучителей, наоборот, молился за них. Своей смертью Он победил грех человеческий.

Двое тайных учеников Христовых, Иосиф и Никодим, сняли с Креста Тело Иисусово и положили в пещере. Вход в пещеру завалили огромным камнем, а рядом поставили стражу. Священники и фарисеи боялись, что ученики Иисуса украдут Тело.

Но ни стража, ни печать, ни большой камень не могли удержать во гробе Владыку Жизни — Спасителя. Наступал третий день после распятия. К пещере, где лежало Тело Иисусово, явился Ангел, лицо его сияло, как молния, а одежда была белая, как снег. Ангел убрал от входа камень. Христос воскрес! Сторожившие гроб воины в страхе попадали на землю, а потом разбежались.

Земную стражу у гроба сменила небесная.

В этот день, рано утром, к гробу спешили женщины, которые хотели помазать Тело Господа душистым маслом. По дороге они думали, кто поможет им отвалить тяжелый камень. Но что за чудо! Камень отодвинут, а тела в гробнице нет! Женщины очень испугались и огорчились, но вдруг увидели Ангела в сверкающих одеждах, который сказал:

— Не ищите Иисуса во гробе: Его здесь нет! Он жив, Он воскрес из мертвых, как обещал вам! Ступайте, скоро вы увидите Его сами!

Женщины побежали и рассказали обо всем ученикам, которые горевали о погибшем Учителе, двое из них поспешили к пещере, но не нашли там Иисуса. Они не поверили, что Он воскрес, и вернулись домой. У гробницы осталась только ученица Христа по имени Мария Магдалина. Она стояла и плакала, но вдруг кто-то окликнул ее:

— О чем ты плачешь?

Мария была очень расстроена и, подумав, что это садовник, ответила:

— Тело моего Господа унесли, а я не знаю, куда. Может быть, Ты скажешь мне, где оно?

Тогда Тот позвал:

— Мария!

И вдруг Мария поняла, узнала — это Иисус! Вне себя от радости и испуга она воскликнула:

— Учитель!

И это действительно был Он!

В тот же день Воскресший из мертвых Христос явился и Своим апостолам (ученикам). Вечером в тот же день ученики собрались все вместе. Двери были заперты. Вдруг они видят — Иисус Христос стоит посреди них и говорит: «Мир вам!» Затем Он показал им Свои руки и ноги со следами гвоздей и сказал: «Вот исполнилось, что было назначено Богом: Я пострадал, умер и в третий день воскрес из мертвых. И вы видели все это. Пойдите же, научите все народы и крестите их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Научите людей исполнять все, что Я повелел вам».

Воскресение Христово иначе называется Пасхой, это самый великий праздник в году. Православные люди особенно торжественно празднуют его 7 дней (всю неделю), прославляя Воскресшего Господа.

6. ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ

В последнее воскресенье Великого поста Церковь воспоминает торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим, который Он совершил, чтобы показать, что Он есть истинный Христос Царь и идет на крестные страдания и смерть по Своей воле.

На другой день после воскрешения Лазаря, за шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим. За Ним следовало много народа. "И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их... Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их" (Мф. 21, 1—3). Множество народа, собравшегося отовсюду к празднику Пасхи, узнав, что в Иерусалим идет Иисус, воскресивший четверодневного Лазаря, вышло к Нему навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали по дороге, а другие резали пальмовые ветви с деревьев, несли их в руках и постилали перед Ним (в прежние времена с зелеными ветвями встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами). И весь народ, сопровождавший и встречавший Господа, восклицал: "Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне Царь Израилев! Осанна в вышних!"

"Осанна", означающее "спаси, помоги (Бог)", было благожеланием всем, кто трудился для славы Божией и блага богоизбранного народа. Более всех достоин был этого приветствия Спаситель. "Осанна в вышних" — "да услышится на Небесах и да будет исполнено Господом наше благое пожелание". Словами "благословен грядый во имя Господне" священники и жители Иерусалима встречали приходящих на праздники богомольцев. Более всего эти слова подходили Богочеловеку, идущему в Иерусалим добровольно пострадать и умереть для спасения падшего человека.

Когда Иисус вступил в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали: "Кто это?" А народ, сопровождавший Его, говорил: "Это Иисус, пророк из Назарета Галилейского".

Иисус Христос, смотря на город, заплакал о нем. Он знал, что через несколько дней те, кто возглашает Ему "Осанна", завтра будут кричать: "Распни Его!" И вошел Иисус в храм Божий, и приступили к Нему слепые и хромые, и Он исцелил их.

Название "Вербное воскресенье" — чисто русское и объясняется тем, что пальмовые ветви (вайи), которых у нас на Руси нет, заменяются во время службы ветвями вербы как дерева, которое прежде всех деревьев распускается и дает почки. На Всенощной освященные молитвой и окроплением святой водой ветви раздаются молящимся, с которыми при возжженных свечах верующие стоят до конца службы.

7. ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Преображение Господне — один из двунадесятых праздников Православной Церкви. Посвящен событиям, описанным в Евангелии (см. Мф. 17,1-13; Лк. 9,28-36; Мк. 9,2-12). После беседы о Кресте и о славе Своего Царствия Иисус Христос, в бытность Свою в Галилее, взял из учеников Своих трех свидетелей воскресения дочери Иаировой: Петра и двух братьев, Иакова и Иоанна, и с ними одними пошел на самую высокую в том месте гору — Фавор, чтобы там помолиться. Взойдя на вершину горы, Он стал на молитву, а ученики Его сели отдохнуть и от утомления уснули. Во время этой молитвы произошло чудесное преображение Иисуса Христа и ученикам Его открылась слава Его как Единородного от Отца. Вид лица Его изменился: оно просияло, как солнце. Одежды Его сделались белы, как снег, и заблистали, как свет. И из другого мира предстали два величайших пророка: законодатель Моисей и ревнитель по Богу Илия. Они явились в прославленном виде и беседовали с Иисусом Христом о последних днях Его земной жизни, которую Он должен окончить в Иерусалиме. Пробудились апостолы и увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. Сердца их наполнились неизъяснимым восторгом, впрочем, они наблюдали и слушали в глубоком молчании. Но когда пророки отходили от Иисуса Христа, Петр не удержал порыва восторженной души и воскликнул: «Наставник! Равви! Господи! Как хорошо нам здесь! Если хочешь, поставим здесь три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». Когда он это говорил, вдруг явилось светлое облако и осенило их, и сошел из облака глас: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором все Мое благоволение; Его слушайте». Услышав этот голос, ученики пали на лица свои от страха. Но Иисус Христос подошел к ним и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Когда они поднялись, то около себя никого уже не видели, кроме одного Иисуса Христа. Когда сходили с горы, Иисус Христос повелел им никому не рассказывать, что они видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

В этот день в храм приносят яблоки, виноград и другие плоды для освящения (в народе принято название праздника "Яблочный Спас"). Церковь, благословляя приносимые плоды, внушает, что в ней, как в обществе священном, все — от человека до растения — должно быть посвящено Богу, как Его творение.

8. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА

В пятидесятый день по Воскресении Иисуса Христа свв. апостолы с Божией Матерью и прочими верующими были в одной горнице и молились. Вдруг в третьем часу от начала дня послышался с неба шум, как бы от сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились огненные языки, и спустились на каждого из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.

В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран по случаю праздника Пятидесятницы, установленного в память Синайского законодательства (получения Моисеем Скрижалей Завета с заповедями). Услышав шум, они собрались около дома, где были апостолы, и удивлялись, что простые, неученые люди говорят на разных языках. Тогда выступил ап. Петр и объяснил народу, что они получили Духа Святого от Иисуса Христа, Который был распят, но воскрес из мертвых. Слышавшие эту проповедь умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: "Что нам делать, мужи братия?" Петр же сказал им: "Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Господа Иисуса Христа для прощения грехов,— и вы получите дар Святого Духа" (Деян. 2, 37-38). И в этот день крестилось около трех тысяч человек.

Праздник Пятидесятницы — день явления Духа Божия в Церкви. Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете. Сын — Логос (Иисус Христос) — создал ее, воплотившись на земле. Дух действует в ней. Поэтому праздник рождения Церкви именуется днем Пресвятой Троицы, действие Которой раскрылось миру в этот день, и люди научились почитать и прославлять три лица единого Божества.

После литургии совершается Великая Вечерня, где читаются особые молитвы с коленопреклонением. Впервые после Пасхи в этот день разрешаются земные поклоны. Храмы и дома украшаются цветами и летней зеленью в память об украшенной травой и цветами Сионской горнице, в знак того, что Дух Божий приходит как "жизни Податель", чтобы обновить весь сотворенный мир.

9. РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от Пресвятой Девы Марии в г. Вифлееме. Произошло это в царствование имп. Августа. Римский император Август повелел сделать в подчиненной ему земле всенародную перепись. Для этого каждый должен был идти записаться в тот город, где жили его предки. Иосиф Обручник и Пресвятая Дева Мария происходили из рода Давидова и потому из Назарета отправились в город Давидов Вифлеем. Не найдя себе места в доме, так как по случаю переписи в Вифлееме собралось очень много народа, они остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. Здесь ночью Пресвятая Дева Мария родила Младенца, спеленала Его и положила в ясли.

В ночь Рождества Христова пастухи вифлеемские стерегли свои стада в поле. Вдруг их осиял свет и пред ними явился ангел. Пастухи испугались, но ангел сказал им: "Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях". И внезапно явилось с ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: "Слава в вышних Богу, н на земле мир, в человеках благоволение". Когда ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: "Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь". И поспешивши пришли, и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях" (Лк. 2, 10-16). Они поклонились Младенцу и рассказали Иосифу и Пресвятой Деве Марии о том, что видели и слышали от ангелов. Кроме ангельского благовестия пастухам, Рождество Христово чудесною звездою было возвещено волхвам, и в лице этих восточных мудрецов весь языческий мир преклонил колена пред воплотившимся Сыном Божиим.

10. РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

В Палестине, в Галилейском городе Назарете, жили престарелые благочестивые супруги Иоаким и Анна. Св. Иоаким был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его родится Спаситель мира. Его жена Анна, дочь священника Матфана из рода Ааронова, была родственницей праведной Елисаветы, матери Иоанна Предтечи.

Иоаким и Анна были праведны и соблюдали все заповеди, но по изволению Божию у них до старости не было детей, и они весьма скорбели об этом. В то время бесчадие считалось позором и следствием недостоинства пред Богом, ибо все евреи желали, чтобы от потомков их родился Мессия. Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть несправедливые поношения от соотечественников.

Однажды во время большого праздника первосвященник Рувим отказался принимать дары, которые прав. Иоаким принес в Иерусалим для жертвы Богу, полагая, что бездетный муж недостоин этого. Старец сильно опечалился и, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а ушел в пустыню и там плакал о неплодстве своем, усердно молясь Господу, чтобы Он даровал в старости плод его супружеству, как некогда Аврааму: "Не буду есть и в дом свой не возвращусь; пусть слезы мои будут мне пищею, а пустыня эта домом до тех пор, пока не услышит меня Бог Израилев".

Св. Анна, узнав, какому унижению подвергся ее муж, также стала в посте и молитве просить Бога о даровании им ребенка. Тогда явился ей Ангел Господень и сказал: "Анна, Анна! Услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты родишь Дщерь Преблагословенную; чрез Нее получат благословение все племена земные и будет даровано всему миру спасение; имя ей будет Мария". Услышав ангельские слова, Анна поклонилась и сказала: "Жив Господь Бог. Если родится у меня дитя — я отдам его на служение Богу. Пусть оно служит Ему и прославляет святое имя Божие день и ночь во все время жизни своей". В то же самое время ангел явился и Иоакиму в пустыне, и тот, славословя Бога и благодаря Его сердцем и устами за великое милосердие, поспешил в Иерусалимский храм. Там он нашел Анну, молящуюся Богу, и возвратился в дом свой. И у них родилась дочь, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария.

Родители берегли Ее и почитали, когда же Ей исполнилось три года, ввели Ее со славою в храм Господень, сопровождая с возжженными светильниками, и посвятили Ее на служение Богу. По прошествии нескольких лет в возрасте 80 лет святой Иоаким умер, а спустя два года и праведная Анна преставилась ко Господу, проведя последние годы при храме рядом с Дочерью.

11. СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

По закону Моисееву предписано было евреям посвящать Богу своего первого сына и для этого приносить младенца в храм в сороковой день по рождении. При этом полагалось принести жертву в благодарность Богу. Поэтому и Пресвятая Дева Мария с Иосифом Обручником принесли Младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы представить пред Господом, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных. Их встретил в храме праведный старец Симеон, которому было предсказано Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. Праведный Симеон был одним из 72-х ученых, которые переводили Свят. Писание с еврейского языка на греческий по заказу египетского царя Птоломея II, пожелавшего пополнить свою знаменитую Александрийскую библиотеку текстами Священных книг. Переводя книгу прор. Исайи, он был смущен предсказанием его, что Спаситель мира родится от "Девы", и, предполагая в этом слове ошибку, хотел заменить его словом "жена". Но руку его удержал явившийся Ангел, говоря: "Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Пречистой Девы".

И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, прав. Симеон взял Его на руки, благословил Бога и сказал: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2, 26-32). И Пресвятой Деве прав. Симеон изрек пророческие слова: "Вот, из-за него будут спорить в народе, одни будут говорить, что Он благ, другие, что Он обманывает народ, одни спасутся, а другие погибнут, и Тебе Самой, безмужняя Матерь, пройдет сквозь душу оружие печали и болезни сердечной, когда увидишь Ты Сына Твоего пригвожденным на кресте и когда Его будешь провожать из мира с великой скорбью и рыданиями". Дождавшись видения Господа, св. Симеон вскоре после того преставился в возрасте 360 лет.

В храме была также Анна-пророчица, вдова восьмидесяти четырех лет, дочь Фануила, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она, подобно Симеону, была осенена духом Святым, открывшим ей истину о принесенном в храм Младенце Иисусе, так что начала славить Бога и говорила о Нем всем ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 36—38), почему и именуется пророчицею.

До Рождества Христова все праведники Ветхого Завета ожидали пришествия Грядущего Спасителя мира. В событии принесения Богомладенца в храм Иерусалимский произошла встреча (сретение) Ветхого и Нового Заветов (т. е. союза Бога с человеком).

12. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

Праздник Успения Пресвятой Богородицы празднуется в честь Ее преставления. Пресвятая Богородица после крестных страданий Спасителя по Его божественному завету жила в доме Его возлюбленного ученика Иоанна Богослова. Славное Ее Успение совершилось на 72-м году земной жизни. В этот день чудесным образом Дух Святой собрал святых апостолов, проповедовавших Евангелие в разных концах мира, у Владычицы, чтобы они сподобились Ее благословения. В третьем часу, когда должно было совершиться Успение, ученики Христовы с песнопениями окружили одр, на котором возлежала Богоматерь. Внезапно в неизреченном свете сошел Сам Христос, окруженный сонмом ангелов, архангелов и других Небесных Сил. Увидев Своего Сына, Пресвятая Богородица воскликнула: "Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея" — и поклонилась Ему. Без всякого страдания, как бы уснув, предала Пресвятая Дева душу Свою в руки Господни, лик Ее просиял Божественной славой, а от тела разлилось благоухание. Апостолы погребли Ее пречистое тело в Гефсимании у Елеонской горы. Во время величественного погребального шествия иудейский священник Аффония, движимый завистью и ненавистью, хотел опрокинуть одр Божией Матери, но ангел невидимо отсек ему руки. Раскаявшись и уверовав в Иисуса Христа, он получил исцеление.

Один из апостолов, Фома, по Промыслу Божию был в отсутствии. Лишь на третий день прибыв в Гефсиманию, он очень скорбел и просил открыть гроб Богородицы. Апостолы по общему совету открыли гроб, но тела Божией Матери в нем уже не оказалось. В тот же день апостолы во время молитвы увидели в воздухе Божию Матерь, окруженную ангелами, в сиянии небесной славы. Православная Церковь верует, что Господь взял Ее в Небесные обители с пресвятым телом.