Вербное воскресенье
Сегодня, в последнее воскресенье перед Светлым Праздником Пасхи, Православная Церковь празднует торжественный Вход Господень в Иерусалим. Это – один из двунадесятых праздников. Он имеет и другое название – Вербное Воскресенье, потому что на этот праздник верующие приходят с веточками вербы или ивы, которые первыми распускаются весной. В Иерусалиме иудеи встречали Господа с пальмовыми ветвями, но в России таких деревьев нет, и поэтому с древних времен стали использовать ветви вербы. Также этот праздник называется Неделя Ваий.
Первые распускающиеся весною ветви служат символом жизни, победы над смертью. И мы прославляем Спасителя, как Победителя смерти, потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы пострадать и умереть за наши грехи на Кресте и воскреснуть. Своими Крестными страданиями Господь искупил наши грехи, а Своим Воскресением известил нас о нашем будущем воскресении из мертвых. И хотя следующая затем Страстная Седмица напоминает нам о вольных Страданиях Христа, всё же сегодняшний праздник, а также воспоминание о воскрешении праведного Лазаря Четверодневного, исполнен великой радости, как предвозвестник спасения рода человеческого.
Святитель Филарет (Дрозов), митрополит Московский, в проповеди в Неделю Ваий, некогда обратился к верующим с такими замечательными словами:
«Христиане, сынове царствия Христова! Если видим славу, или проникаем тайну настоящаго торжества: не попустим, чтобы оно прошло мимо нас, как постороннее для нас зрелище; ибо в сем случае мы остались бы посторонними и чуждыми для Царствия Христова. Посылает ли кого из нас Господь на какое служение? Будем без испытания послушны, как Апостолы. Требует ли от нас чего? Предадим Ему все безпрекословно, как неизвестный, при имени Господа, отдал свою собственность, предадим добровольно, хотя бы то было с лишением потребнаго для нас, как то сделали постилавшие ризы свои. Ходил ли кто до ныне в воле сердца своего? Преклонись отныне под иго Христово. Думает ли кто, что образовал себя исполнением нравственнаго закона? Последуй за Христом, аще хощеши совершен быти (Матф. XIX, 21). Все воззовем детским, искренним сердцем: осанна Сыну Давидову! Хощем сему, да царствует над нами (Лук. XIII, 14) во веки. Аминь».
Тропарь Входу Господню в Иерусалим
глас 1
Общее воскресение / прежде Твоея страсти уверяя / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. /
Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, / Тебе Победителю смерти вопием:/
осанна в вышних, / благословен Грядый во имя Господне.