День Святой Троицы
Пятидесятница – день рождения Церкви Христовой Новозаветной. Все церковные историки сходятся на том, что именно тогда, с 30 по 37 год по РХ в Иерусалиме, в правление императора Тиверия, возникла совершенно новая общность людей. В книге Деяний Апостольских, первоисточнике истории Древней Церкви, это событие описывается так:
«По наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе». Имеется в виду: все – 11 Апостолов, и они перед этим избрали вместо отпавшего Иуды еще одного Апостола Матфия, который был сопричислен к одиннадцати. И вот «они были все единодушно вместе в Сионской горнице. Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». И далее описывается, что в Иерусалиме находилось множество людей из самых разных окрестных мест. И вот они когда стеклись к Сионской горнице, потому что сошествие Святого Духа сопровождалось наверняка каким-то еще и атмосферным явлением, каким-то шумом, что это привлекло внимание других людей именно к вот этому месту в Иерусалиме, все стеклись сюда и увидели Апостолов, говорящих на иных языках.
Вот здесь как раз произошло крещение Духом Святым, то, о чем говорил Иоанн Предтеча, что придет Агнец Божий и будет крестить Духом Святым и огнем. Так сам Иоанн Предтеча своими устами охарактеризовал главное дело Агнца Божия, Который идет за ним. Святой Иоанн Креститель не сказал, что Он пострадает за вас на Кресте, воскреснет из мертвых – это само собой подразумевалось. Но главное дело Христа Иоанн Предтеча назвал: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
Именно в день Пятидесятницы Господь даровал самое лучшее для человечества – Дух Святой, Третья Ипостась Святой Троицы, снизошел на людей, и люди, созданные Богом из плоти и крови, стали сосудами Духа Святаго Утешителя. И когда сошел Дух Святый на Апостолов, они стали уже совершенно иными. Впоследствии ап. Павел скажет в одном из своих посланий, что мы становимся новой тварью во Христе. И это не метафора, не какое-то иносказание – они действительно стали совершенно другими людьми. Это мы видим на примере св. ап. Петра (2 глава книги Деяний). После сошествия Святаго Духа, когда многие люди стеклись к Сионской горнице и увидели, что Апостолы говорят на разных языках о великих делах Божиих, и стали насмехаться над ними, то ап. Петр обратился к ним с удивительной по своей силе, по своей духовной власти речью. Именно ап. Петр, согрешивший по немощи человеческой, отрекшись от Христа в ночь пред распятием, необразованный, простой рыбарь, первым говорит пламенную речь, проповедь так, что в тот день сразу уверовало во Христа 3 тысячи человек. Что повлияло на сердца людей? Не красноречие ап. Петра, а власть Духа Святаго в его речи. И вот первые плоды Пятидесятницы такие, что охотно принявшие слово Христа крестились, присоединилось в той день душ около трех тысяч, они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении преломления хлеба и в молитвах. Был страх на всякой душе и много чудес и знамений совершалось через Апостолов в Иерусалиме, все же верующие были вместе и имели все общее, продавали имения и всякую собственность, разделяли всем, смотря по нужде каждого, и каждый день единодушно пребывали в храме, преломляя по домам хлеб, принимая пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. Вот первые плоды Пятидесятницы – единомыслие, единодушие, что в глазах увероваших во Христа потеряло ценность всякое богатство, все продавали свои имения и полагали к ногам Апостолов. Такое духовное братство было только во времена Апостолов, в Апостольский век. И такое единомыслие, такое единодушие и любовь в наше время, наверное, возможны только в обителях.
Из лекций прот. Димитрия Беженаря