Предстоятель Церкви Святейший Патриарх Кирилл впервые совершил хиротонию во епископа в Покровском Хотькове ставропигиальном женском монастыре
В неделю 2-ю Великого поста, в день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, в Покровском Хотькове монастыре произошло знаменательное событие – впервые в истории обители была совершена хиротония во епископа. В Покровском соборе Святейший Патриарх Кирилл возвел в сан епископа Ордынского и Карасукского архимандрита Филиппа (Новикова).
За Божественной Литургией святителя Василия Великого Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Новосибирский и Бердский Тихон; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодальной комиссии по делам монастырей, наместник Троице-Сергиевой лавры; епископ Дмитровский Феофилакт; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан; епископ Петропавловский и Камчатский Артемий; епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай; епископ Арсеньевский и Дальнегорский Гурий; епископ Искитимский и Черепановский Лука; архимандрит Феодосий (Чащин), избранный и нареченный во епископа Каинского и Барабинского; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Троице-Сергиевой лавры; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; игумен Исидор (Тупикин), ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; духовенство Московской и Новосибирской епархий.
На богослужении присутствовали глава администрации городского поселения Хотьково Р.Г. Тихомирова, председатель Совета депутатов городского поселения Хотьково И.В. Кормакова, Председатель комитета по связям с религиозными, национальными и благотворительными организациями г. Новосибирска В.Д. Лымарь, жители Хотькова и паломники.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл сказал напутственное слово епископу Филиппу на служение и вручил ему архиерейский жезл. (1. Напутствие)
По традиции новохиротонисанный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.
Святейшего Владыку приветствовала игумения Олимпиада, которая преподнесла Его Святейшеству икону Божией Матери «Знамение», написанную сестрами обители (2. Приветствие Матушки Игумении Олимпиады).
Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом (3. Слово Святейшего Патриарха Кирилла и 4. Заключительное слово Святейшего Патриарха).
1. Напутствие Святейшего Патриарха Кирилла Епископу Филиппу
Преосвященный Епископ Филипп!
Ныне волею Пастыреначальника и Господа нашего Иисуса Христа, избранием Священного Синода, тайнодействием Духа Святого, совершенным через возложение архиерейских рук, ты поставлен на высочайшую свещницу церковного служения.
Эта свещница церковная есть символический образ твоего нового призвания: быть светильником неугасимым, распространяющим окрест себя свет Истины Христовой, что просвещает всех (см. Ин. 1:9). В то же время образ свещницы — это и напоминание о твоем архиерейском предстоянии пред Богом, о том, что отныне ты постоянно открыт всем взорам и должен быть доступен всякому ищущему твоего благословения, духовного наставления и отеческого соучастия.
Твой жизненный путь, которым Господь вел тебя к этому судьбоносному дню, был исполнен значимых трудов. Тебе довелось быть студентом, солдатом, приходским священником, наместником монастыря. Бог послал тебе и совершенно особое служение, требующее от священнослужителя сугубой самоотдачи, жертвенности и терпения, — пастырское окормление детей-сирот и детей-инвалидов.
На этом пути ты постепенно обогащался бесценными навыками: учиться и учить; покоряться начальствующим и руководить нижестоящими; смиряться пред Богом и противоборствовать попранию Его правды; по образу и наставлению апостола Павла, стремиться для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (см. 1 Кор. 9:22).
Однако теперь тебе открывается совершенно особое поприще, следование по которому всечасно будет взыскательно требовать от тебя готовности целокупно являть Господу и миру всё самое лучшее, самое высокое и самое прекрасное, что должно вмещать человеческое сердце: верность Богу и Его заповедям, рассудительность и милосердие, христианскую совестливость и осмотрительность, твердость спасающую и любовь ко всем.
Ибо «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13:1). Пусть твоя любовь к Богу и к ближнему выразится в благотворительных и социальных проектах, в активной работе с юношеством и с людьми только открывающими для себя мудрость евангельских заветов.
Ныне в составе обширной Новосибирской митрополии учреждены три епархии, одна из которых поручается Священноначалием твоему управлению. Будь же неленостным и верным соработником Преосвященному митрополиту Тихону, добрым сподвижником собратьям-епископам и заботливым отцом вверяемой твоему попечению пастве.
Помни, что Бог призвал тебя к архиерейскому служению в важнейший для новой истории русского Православия момент значительного увеличения количества епархий. Вместе с другими новопоставленными архиереями ты разделяешь отныне особую ответственность за успех церковной проповеди в самой сердцевине народной жизни.
Сегодняшние непростые, смущающие и искушающие человека времена требуют от служителей алтаря Господня концентрации всех духовных сил, умения распознавать веяния века и внимать чаяниям ближних, но также одновременно и умения осмыслять и испытывать все новое, испытывать духов: от Бога ли они (см. 1 Ин. 4:1). Митрополит Московский Филарет так свидетельствовал о духе своей эпохи, столь схожей с нашим временем: «Усиленное стремление к преобразованиям, неограниченная, но неопытная свобода слова и гласность произвели столько разнообразных воззрений на предметы, что трудно между ними найти и отделить лучшее и привести разногласие к единству. Было бы осторожно как можно менее колебать, что стоúт твердо, чтобы перестроение не обратить в разрушение. Бог да просветит тех, кому суждено из разнообразия мнений извлечь твердую истину» (Письмо к прот. А. Горскому от 10 апреля 1867 г.). И как своевременно, злободневно звучат сегодня для всех нас эти великие слова святителя Божия!
Держаться евангельской истины во всем и неустанно проповедовать ее ближним и дальним — вот та ответственная миссия, к исполнению которой ты призываешься ныне. Ее конечная цель — обрести самому и помочь другим унаследовать Царство Небесное, уготованное любящим Бога от создания мира (см. Мф. 25:34).
А теперь прими из моих рук сей жезл как знамение твоей высокой церковной власти и как символ духовной опоры в нелегком архипастырском шествии по предлежащему пути. Преподай же архиерейское благословение народу Божию, молитвенно соучаствовавшему сегодня в твоей хиротонии. Аминь.
2. Приветствие Матушки Игумении Олимпиады
Ваше Святейшество, Святейший Владыко и родной отец!
Мы рады приветствовать Вас в нашей древней обители – усыпальнице рода преподобного Сергия. Сегодня в нашем храме знаменательное событие, по промыслу Божию совершена хиротония. Еще один Епископ пополнил полноту Русской Православной Церкви, и он будет вместе с Вами разделять скорби и радости, свидетельствовать миру истинность и величие святого Православия.
Ваше Святейшество! Мы искренно рады Вам за оказанную честь и любовь к нашей обители. Мы видим высоту и трудности первосвятительского служения и стараемся помочь на Вашем поприще, быть полезными Богу и людям.
Вам от всей души желаем милости и помощи Божией, дабы Вы светили, согревали и объединяли вокруг Трапезы Господней архипастырей, пастырей, монашествующих и весь народ Божий.
В знак нашей любви и уважения к Вам, Ваше Святейшество, примите образ Царицы Небесной, да хранит он Вас во всех путях Вашей жизни. Эта икона написана сестрами монастыря.
3. Слово Святейшего Патриарха Кирилла
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимая матушка игумения Олимпиада! Дорогие сестры, отцы, братья!
В этот замечательный день, второе воскресенье Великого поста, мы совершаем Божественную литургию в Покровском Хотьковом монастыре при большом стечении паломников, сопровождая богослужение великим таинством рукоположения нового епископа.
Каждый, кто восходит на свещницу архипастырского служения, несет особую ответственность, в первую очередь, за исцеление человеческих душ. Мы забываем о том, что Церковь, продолжая служение Спасителя, призвана нести исцеление людям. С первых дней существования христианская община была общиной исцеления. И сегодняшнее чтение из Евангелия от Марка (Мк. 2:1-12) помогает нам понять, почему Церковь продолжает это великое служение.
Апостол Марк повествует о том, как Господь исцелил парализованного человека, которого принесли к дому, где Он проповедовал. Его близкие, не имея возможности войти в помещение, разобрали крышу (ибо крыши на востоке в то время, да и поныне делают плоскими) и, опустив носилки с этим несчастным человеком в комнату, где был Спаситель, просили Его об исцелении.
Господь не просто исцеляет этого парализованного человека. Он говорит удивительные слова: «Прощаются тебе грехи твои». Присутствовавшие фарисеи, призванные улавливать каждое слово Спасителя, чтобы обвинить Его в нарушении закона, тут же вознегодовали и сказали: «Как этот человек может прощать грехи?» Но Господь разрушает это лицемерное благочестие одной фразой: «Что легче: сказать "прощаются тебе грехи" или сказать "встань, возьми постель твою и иди"? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть отпускать грехи, говорю тебе: встань, возьми постель твою и иди». И исцелился парализованный, видимым образом доказав силу Божию исцелять людей, а значит, и прощать грехи.
Какая же связь существует между грехом и болезнью? На эту тему размышляли многие выдающиеся отцы Церкви и богословы. Приведу вам слова святителя Макария, митрополита Московского, который, размышляя о связи болезни с грехом, писал: «Грех посеял семена болезни в природе человеческой, и эти семена передаются от родителей к детям». Но болезнь не является карой за грех. Болезнь призвана показать безобразие греха, его пагубность для человека. Действительно, Бог создал человека совершенным, безгрешным. Не было греха, и не было никаких болезней. Болезнь не была создана Богом — болезнь есть проявление действий, разрушающих Божий замысел о человеке. Болезнь есть непосредственное проявление пораженной грехом природы человека.
Каждый из нас страдает от болезней, и для любого человека — и больного, и того, кто созерцает его страдания, — болезнь есть очевидный факт. Тех, кто в этом сомневается и сам никогда не болел, почти нет; а если, может быть, кто-то и отличается прекрасным здоровьем, то ему было бы полезно побывать в больнице, посетить страждущих и умирающих. Но страдания — это не замысел Божий о человеке. Все это результат помрачения человеческой природы грехом — тем самым, который посеял, по слову святителя Макария, семена болезни в природе человеческой.
Еще менее очевидно для человека, особенно современного, действие греха и сам грех. Почти каждому священнику приходилось встречать людей, которые, придя на исповедь, говорят: «Я ни в чем не грешен, на мне нет никакого греха». Только долгая и кропотливая работа духовника с таким человеком может помочь ему понять свое заблуждение и увидеть совершенные им грехи. Семена греха присутствуют в нашей природе и произрастают при нашем свободном и разумном соучастии. В совершении греха участвует каждый человек — своей свободной волей, своим разумом. Семя прорастает под воздействием тех благоприятных условий, которые мы создаем, открывая свое сердце, свой разум навстречу греху. И если для современного человека неочевидна опасность, смертельная опасность греха, то болезнь является физическим отображением духовного беспорядка, духовной болезни, которой является грех. Взирай на болезнь, и ты увидишь физическое отражение болезни душевной, увидишь и прикоснешься к физически выраженному безобразию греха.
Замечательно святитель Макарий говорит, что не следует болезнь воспринимать как грех. Мы знаем, что в другом месте Евангелия повествуется об исцелении слепорожденного (Ин. 9:1-7). У Спасителя спрашивают: «За что этому человеку? Он согрешил или родители его? За что он наказан?» И Господь отвечает: «Он не наказан — ни за родителей, ни за себя; но это случилось, чтобы на нем явилась слава Божия». И мы знаем, что Господь исцелил ту болезнь, являя славу Свою.
Итак, физическая болезнь присутствует в мире как физическое отображение болезни духовной. Поэтому подлинное исцеление человека может быть только тогда, когда он освобождается от греха. Мы знаем, каких замечательных результатов сегодня добивается медицина, знаем, как успешно исцеляются — медикаментозно, хирургически — многие болезни, так что многим кажется: наступит время, когда болезнь уйдет. Однако физическая болезнь не уйдет никогда, и об этом сегодня говорят ученые, которые наблюдают появление новых болезней, в том числе порожденных современным уровнем научно-технического развития человеческой цивилизации.
Болезнь есть видимое, физическое отображение духовной болезни. Только осознав эту внутреннюю связь духовного и физического в человеке, мы сможем понять, насколько важно внутреннее, духовное измерение нашей жизни для полноты человеческого бытия. Не может быть счастья в жизни, порабощенной греху. И когда мы совершаем грех, чтобы обрести некое человеческое счастье, когда мы кого-то обманываем, когда мы устрояем свое собственное счастье на несчастье другого, как это иногда бывает в семейной жизни, мы должны помнить: грех никогда не приводит человека к счастью. В конце концов, рано или поздно совершается суд Божий, и человек наказывается за свои прегрешения.
Сегодняшнее Евангельское чтение открывает нам эту тайну взаимосвязи духовного и физического, души и тела, греха и болезни. Открывает не мудростью человеческой, не способностью человеческого ума проникать в суть вещей, а самим словом Божиим: «Что легче сказать: возьми одр свой и иди? или: прощаются тебе грехи твои?» И Господь, простив грехи парализованного человека, исцеляет его и от болезни физической.
Пусть сегодняшнее Евангельское чтение поможет нам расширить горизонт своего видения всего того, что происходит в нашей личной, семейной, общественной, государственной жизни. Пусть Господь поможет нам увидеть все то, что происходит сегодня с родом человеческим. И, может быть, слово Церкви, повторяющей слова Спасителя «покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» (см. Мф. 4:17), достигнет тогда сердец человеческих и поможет тем, кто слышит и воспринимает это слово, преодолеть тяготение греха и тем самым укрепить свое здравие душевное, вкупе же и телесное. Аминь.
Хотел бы сердечно поблагодарить Вас, матушка Олимпиада, за Ваши слова приветствия, за чудный образ, который был написан в этой святой обители и который будет напоминать мне и о монашеском подвиге, совершаемом здесь, в этих святых стенах, и о сегодняшнем молитвенном общении. Храни вас всех Господь.
4. Заключительное слово Святейшего Патриарха Кирилла к насельницам и гостям обители
Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, досточтимая Матушка Игумения, дорогие участники сегодняшнего торжества, дорогие дети. Я как раз свое заключительное слово хотел бы начать именно с вас. И поблагодарить Вас, Матушка, за все то, что Вы делаете для девочек, которые живут здесь, в этом замечательном учреждении, которое дает образование, воспитание, помогает детям, оказавшимся в трудных жизненных обстоятельствах, встать на дорогу жизни уверенно, спокойно, обладая внутренней силой, силой веры, силой убеждения, силой нравственного чувства. И очень надеемся, что выпускницы хотьковские займут свое место в жизни: будь то в светской жизни или в монашеской – и принесут большую пользу людям, Церкви и душу свою спасут о Господе.
Я хотел бы в знак моей любви ко всем вам, дорогие дети, к вашим воспитателям, преподнести для вас вот этот набор, замечательный художественный набор посуды, сделанной в Хохломе. Это наше национальное достояние – искусство Хохломы, и пусть оно украшает то место, где вы живете и где вы учитесь.
Я хотел бы также сердечно поблагодарить Владык, которые сказали свое слово, и Матушку, и Владимира Даниловича, и Маргариту Григорьевну, и Владыку Филиппа, который выразил свои чувства при хиротонии так ясно и убедительно. Хотел бы поблагодарить за добрые слова, которые трогают мою душу. Но не только эмоционально трогают, они являются для меня и неким средством, укрепляющим в моем служении. Проходить приходится через разные жизненные обстоятельства. И признательность собратьев-архипастырей, искренние слова соучастия и любви, а также и признательность паствы являются очень важным фактором, утверждающим Патриарха в правоте того, что он вместе с епископатом соборно совершает во благо Церкви.
Сегодня действительно мы проходим через новый и очень ответственный этап исторического строительства Церкви нашей. Сегодня создаются Митрополии и новые Епархии. Если сравнить с тем, что было на Поместном Соборе, с сегодняшним днем, то количество епископата у нас увеличилось с 200 человек до 252. И эти новых 52 иерарха в большинстве своем возглавили новые Епархии. А это значит, что появляется новый импульс к развитию церковной жизни, потому что там, где архиерей, там повышенная церковная активность, там есть высокий церковный авторитет, есть проявление апостольской власти, не человеческой власти, а власти Богоустановленной, которая призвана весь свой потенциал, духовный, интеллектуальный, материальный, направлять на развитие церковной жизни. Ведь так оно и происходит. Вокруг архиерея сразу образуется некий духовный, интеллектуальный центр. Это и ближайшие сотрудники, ответственные за направления церковной жизни, это и те, кто принимает на себя особую ответственность и заботу за развитие всех направлений, которые сегодня, утвержденные Архиерейским Собором, осуществляются на просторах нашей Церкви. И поэтому большая надежда на то, что с увеличением количества Епархий, значительно увеличится и количество приходов, ибо, как это может быть ни странно звучит, но сегодня в Русской Церкви очень не хватает приходов, не хватает священников. Потому что сегодня приход – это не просто место, куда люди зашли, помолились, свечку поставили. Это то место, где осуществляется воспитательная работа с детьми, с молодежью, с людьми среднего возраста, где осуществляется забота о престарелых, об инвалидах, больных, где особым образом проповедуется слово Божие не только с кафедры, но и в непосредственном контакте с людьми через катехизаторскую работу и ту же самую образовательную работу. Это очаги духовного роста нашего народа. А если этот духовный рост будет иметь место, то всё мы сдюжим, со всеми проблемами мы справимся, потому что духовно сильный человек способен на подвиг, на самоотдачу, на достижение тех целей, которые перед ним стоят. Это означает, что народ наш, страна наша, как и вся Русь Святая, будут двигаться не по стихиям, и развиваться не по стихиям мира сего, не по страстям человеческим, а подчиняя свое общественное, государственное развитие, нравственное, духовное развитие личности, подчиняя Божиему закону. Вот если это произойдет, то страна наша будет спасена. А если Русь будет спасена силой Божией, то и другие страны, увидев пример служения Богу и людям, могут круто изменить течение своей жизни. Поэтому то, чем мы сегодня занимаемся, – это не просто, как говорят злопыхатели, увеличение количества церковных бюрократов, а это мощный импульс, направленный на дальнейшее развитие, совершенствование духовной жизни народа, его нравственного возрастания. И может быть, не случайно Господь привел в движение мысль нашу соборную именно сегодня, сейчас, в эти трудные дни, когда на каждого человека обрушивается огромное количество искушений, соблазнов, когда очень легко убеждать людей при помощи интернета в якобы справедливости того, что там говорится, и таким образом предлагать людям поверить в ложь. Никогда еще у сил зла не было таких мощных инструментов для воздействия на сознание и души людей, как теперь. К чему это должно нас подвигнуть? Это нас должно подвигнуть к тому, чтобы мы напрягли все свои силы противостоять злу. Потому что каждому поколению даются свои искушения и к нему обращаются свои вызовы. И Бог судить нас будет за то, насколько мы оказываемся способными встретить эти искушения и ответить на эти вызовы. И вся надежда на то, что генетическая память нашего народа, разбуженная набатным колоколом Православной Церкви, приведет в действие духовную силу и волю нашего народа, его способность и готовность идти путем жизни, а не путем смерти. Дай Бог, чтобы то дело, которое мы делаем сегодня, увенчалось успехом. Оно несомненно увенчается успехом. Конечно, могут быть и ошибки, и промахи, в том числе и какие-то кадровые промахи. И Священный Синод отдает в этом отчет, потому что рукоположить 53 архиерея за 2 года – это большой риск: среди кандидатов могут оказаться люди недостойные. Но общаясь с каждым, кто проходит через Священный Синод, я вижу самое главное, что является критерием для принятия решений, – я вижу искреннюю веру людей и готовность вступить на путь подвига, и готовность жертвовать собой, а это и есть самое главное. Конечно, мы внимательно смотрим на биографию человека-кандидата, на его образование. В основном, те, кто сегодня приходят к архиерейскому служению, – это люди часто с двойным высшим образованием, светским и церковным, или, по крайней мере, с хорошим духовным образованием. Но самое главное, это те люди, которые прошли уже часть своего жизненного пути, засвидетельствовав свою верность Господу. И вот то, что сегодня Матушка говорила о вновь рукоположенных Владыках, все началось с того, что, может быть, дрова человек привозил или еще какие-то хозяйственные товары. А ведь сколько после всего этого было: и приходское служение, и монастырское служение, и работа с детьми-инвалидами, с сиротами. И так можно сказать про каждого сегодня кандидата. Это те люди, которые прошли дорогой сложной, осуществляя свое служение. И вот именно их опыт, их знания, их готовность служить Господу, их смирение являются самым важным показателем, на основании которого Священный Синод принимает решение об избрании того или другого на высокое архиерейское служение. И сегодня на этот Епископат и обращаются наши взоры и надежды. Создание Митрополий дало нам возможность уравновесить опытность и молодость, возможность координации церковных действий на уровне регионов и развитие инициативы на местах. И очень надеемся на эту церковно-административную структуру, которая не нами изобретена, а которая уходит в глубочайшую древность. Начиная с 4 века, создавались Митрополии, создавались именно для того, чтобы, с одной стороны, скоординировать действия Епископата, и, с другой стороны, чтобы каждый Епископ имел возможность прямо общаться со своей паствой, назидая, укрепляя ее в вере и передавая ей свой жизненный опыт.
Дай Бог, чтобы все то, что сегодня осуществляется, было реализовано, чтобы у всех нас хватило сил, разумения, резвости мысли для принятия судьбоносных для Церкви решений.
Я бы хотел еще раз поблагодарить Владыку Тихона за его труды по окормлению Новосибирской Митрополии, по подготовке достойных кандидатов к архиерейскому служению, и надеюсь, что Ваши птенцы, вылетев из отеческого гнезда, будут совершать то дело, к которому они призваны Самим Господом во славу Церкви и Отечества нашего. Также хотел бы, Владыка Филипп, Вас поприветствовать пожеланием помощи Божией в осуществлении высокого архипастырского служения. Благодарю представителей власти: и Владимира Даниловича, который выступил от Новосибирской области, и Маргариту Григорьевну, местного руководителя, за ее добрые, светлые и такие сильные слова, и всех вас, мои дорогие. Пусть благословение Божие, молитвами святых преподобных Кирилла и Марии, пребывает со всеми нами. Многая лета.