Воскресная проповедь в Покровском Хотькове монастыре
Воскресная проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице. Память святых отцов шести Вселенских Соборов.
Чтение Евангелия воскресных дней представляет для нас огромную духовную пользу. И вот повествование о том чуде, которое мы слышали сегодня в Евангелии от Матфея (Мф., 59 зач., XIV, 22–34), оно связано хронологически с тем чудом, которое воспоминали в прошлое воскресенье, – чудесное умножение хлебов. И вот мы знаем, что и все современники Спасителя, пережившие радость этого необычного события, когда тысячи людей были насыщены небольшим количеством хлеба и рыбы, и ученики были потрясены. Они были готовы бесконечно слушаться своего Господа и Учителя.
Вот в конце этого дня Господь говорит им: «Переправляйтесь на другую сторону озера», или моря, как называли его в то время, потому что несмотря на то, что все-таки это озеро, оно бывает очень неспокойно. Оно большое, и на нем бывают очень опасные бури. И вот ученики, не рассуждая, будучи профессионалами, будучи рыбаками, зная очень хорошо поведение и характер этого озера, отправляются на другой берег. Не размышляя, может быть, чувствуя, что вот затягивается небо, какой-то начинается подозрительный ветерок, и все это может неожиданное развитие получить. Но они отправляются, имея поручение Господа, не рассуждая, не критикуя, не пытаясь как-то самостоятельно переосмыслять то, что говорит Господь. И в середине пути их застает буря, их утлое суденышко бросает волнами. Но что интересно – они не поворачивают свою лодку, не пытаются как-то изменить траекторию движения судна, – они продолжают тот путь, который им указал Господь.
Вообще в этой ситуации ученики повели себя очень хорошо: они до конца исполняют повеление Спасителя, хоть и боятся, зная, что может из себя представлять эта буря.
И для нас огромное утешение, что в сердцевине этого бурного беснования воды к ним приходит Господь. И все это время Господь молится, молится о них. Мы сегодня в другом Евангелии слышим продолжение этой молитвы, как Господь молится Отцу Своему о Своих чадах, о Своих учениках: «Не о всем мире молю, но о тех, кого Ты Мне дал» (Ин., 56 зач., XVII, 1–13).
И вот в любых обстоятельствах жизни нашей, во всех бурях, треволнениях, страхах мы должны научиться чувствовать эту молитву нашего Творца. Господь наш Бог – Причина нашей жизни: здоровье, болезни, начало, конец нашей жизни в Его руке. И мы видим, какой наш Господь, наколько Он любвеобилен, насколько готов умереть за каждого из нас.
Это удивительная тайна Христианства, когда Христианство и Господь не требует жертв, а Сам Себя в Жертву приносит всем нам. Вот такой Человеколюбец Господь открыт нам в Евангелии, молящийся и беспокоящийся о каждом из нас. И более того, в этой молитве Господа мы слышим, что всем, о ком Он молится, Он всем вымолит спасение, кроме сына погибельного.
Кто этот сын погибельный? Это не только Иуда, это всякий, кто отказался от своего спасения, от своего призвания, кто усомнился, кто убоялся, кто развернулся.
И вот вообще в первой части этого Евангелия говорится о неком целеполагании, которое должно быть в жизни человека. У людей есть цель, они к ней стремятся. На пути к этой цели встречается опасность, они продолжают идти к цели. Вот кризис сегодняшнего человека и сегодняшнего дня – это отсутствие целеполагания. Мы не имеем очень часто этой цели жизни, не знаем, к чему стремиться, к чему идти. Мы живем так, как будто нам ну еще лет 300 пожить так вот отмерено. И поэтому у нас еще в таком случае есть лет 100 подумать о том, в каком направлении нам двигаться. Мы внутренне знаем, чего от нас ждет Господь, к чему нам нужно идти, но нам проще плыть по течению, чем соблюдать цель, которую завещает нам Господь.
А плыть по течению нельзя, потому что в таком случае человек наиболее уязвим, он не защищен ни от каких водопадов, ни от каких камней, на пути стоящих. Ему кажется только, что это спокойное течение реки, но что ожидает его за поворотом, не знает никто, и чаще всего, это какая-то огромная опсаность.
Не случайно древние христиане своим символом взяли рыбу. С одной стороны мы знаем, что это аббревиатура букв: Иисус Христос Сын Божий Спаситель (по первым буквам древнегреческого слова ἰχθύς (ихтис - рыба) – Ἰησοῦς Χριστός Θεοῦ Υἱός Σωτήρ). А с другой стороны – это поведение человека, который против течения плывет, у него есть цель. Против течения, которое окружает его, течения этой жизни, которое затягивает нас своими соблазнами. И вот христианин, он плывет против этого течения.
Вот дальше говорится о том, кто такой христианин. В этой буре апостол встречает Спасителя. Когда пик их страха достиг своего апогея, они видят Господа, Он открывается им, Он приходит к ним утешить их. И они в страхе и радости одновременно. И Петр, который часто и искренне озвучивал все душевные движения апостолов, он начинает говорить: «Если это Ты, Господи, а не призрак, то повели мне идти к Тебе по водам». Господь говорит: «Иди». И он идет, апостол Петр идет по водам.
Это потрясающая картина, которая знакома каждому христианину, потому что на пути наших первых шагов каждый переживал это время – время радости, время утешения, время встреч, особых, которые открыли нам правду жизни во Христе. Христос открывает Себя через людей. Вот у каждого из нас есть люди, которые собой показали нам Христа.
И вот эти первые шаги нашей духовной жизни, они очень радостны, они очень утешительны. Мы идем по водам, мы имеем опыт того, что можно жить, не погружаясь в бездну греха. Можно жить так, что мы преодолеваем наши страсти, можно быть выше наших страстей. Потому что чаще всего наш опыт говорит нам о другом, что они сильнее нас. А вот этот первый опыт христианской жизни говорит о том, что мы можем быть во Христе и со Христом сильнее этой силы, страшной силы греха.
И вот апостол Петр идет, укрепленный Христом, взирая на Его глаза. А дальше начинается опять же то, что знакомо всем нам. Человек очень часто бывает слаб, и вслед за каким-то всплеском нашей радости и духовной жизни бывают минуты падения, охлаждения, минуты сомнения, мы начинаем смотреть по сторонам. Вот в чем была проблема Петра. Он не только смотрел на Спасителя, он стал смотреть по сторонам. Он увидел этот ветр, эти волны. А если бы он смотрел на Христа, он бы их не увидел, ему было бы все равно, что там бушует вокруг, он видел бы только Его и шел бы к Нему.
Конечно, в этот момент, когда он делал первые шаги, он почувствовал другую реальность жизни. Иногда нам кажется, что вот Он рядом Христос и рядом Небо, мы делаем первые шаги, мы двигаемся и понимаем, что это не рядом, что это не вот-вот, что после двух шагов мы не сможем схватиться за ризы Христовы спасительные. Нам нужно еще идти, что, может быть, несмотря на то, что нам кажется, что рядом, и мы видим, что это, может быть, большой путь. И в это время не убояться, потому что всем нам свойственно смотреть: ну да, конечно, я увлекся, но ведь жизнь продолжается, и она продолжает нам ставить свои условия, она живет по другим совершенно законам. Все вокруг нас: и родственники наши, и близкие наши – они по другим принципам живут. Нам нужно зарабатывать деньги и вращаться среди людей, но это совсем другой уровень отношений. Мы неизбежно ищем утешения, включаем этот телевизор или компьютер, и на нас потоком обрушиваются совсем другие ценности, совсем другие модели поведения. И поэтому человеку очень трудно сохранить себя в состоянии натянутой струны, он начинает ослабевать, возвращаться к прежнему состоянию. К этому состоянию безмятежного пребывания в лодке, пусть даже бури были вокруг, но не до такой степени – все-таки была лодка, было под ногами дно лодки, а теперь я один. Конечно, передо мной Христос, но я вспомнил, что подо мною бездонное море, готовое поглотить меня.
Фреска южной стены Трапезного храма Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Вот здесь вопрос самый важный в духовной жизни. Каждому из нас свойственно переживать периоды охлаждения в вере, охлаждения в духовной жизни, когда опускаются руки и покидают нас силы идти за Христом. Это состояние известно каждому. И вот к чему мы придем в этом состоянии? Опустим руки? Может быть, даже мы останемся христианами, может быть, даже мы будем по-прежнему ходить в храм, но кем мы будем – христианами или практикующими прихожанами? Которые ходят, которые привыкли, у которых есть некий страх, но все-таки руки опущены.
И вот что интересно, где этот показатель того, переживаем мы охлаждение нашей веры или нет? Ведь апостол Павел нам повелевает оценивать самих себя: рассуждайте, проверяйте себя. В послании к коринфянам он говорит: в вере ли вы? Он пишет коринфским христианам. Они себя считают христианами, но он им говорит: в вере ли вы? Испытывайте себя постоянно, т.е. в вере ли вы, в Церкви ли вы. Мы в церкви, но в Церкви ли мы? Удивительный вопрос, некое противоречие. На самом деле это не противоречие, это главный вопрос нашей духовной жизни.
И вот как это понять? Очень просто. Хотим ли мы причащаться Святых Христовых Таин или нет, радость это для нас или тягость это для нас, или каждый раз мы переживаем, как некое тяжелейшее испытание. Опять поститься, опять молиться, эти правила читать, ведь можно полежать, опять мне сегодня не поесть шашлыка или еще что-нибудь, не посмотреть телевизор. И если сами по себе эти мысли приходят нам в голову, это означает, что сама ценность Причастия, она уходит на второй план. Мы понимаем головой, что это важно, понимаем, не спорим, но настолько тяжело нам это преодолеть. Вот это очень простой показатель, по которому может каждый себя испытать.
И вот есть замечательные слова святителя Иустина Поповича, это святой XX века, который жил в Сербии, прославленный святой, потрясающий богослов, написавший очень много важного и ценного. И у него есть такие замечательные слова: «каждый христианин – это кандидат в святые». Кто такой кандидат? Это тот, кто уже избран и кто готовится активно стать на эту позицию уже постоянного члена. Каждый христианин – кандидат в святые. И дальше он говорит, что отличие от святого человека нас с вами не в природе, очень важные слова, но в воле и решимости.
Нам очень часто кажется, что святые – совсем другие люди. Это такие же, как мы с вами, люди. Но есть ли у нас решимость понуждать себя? Как преодолеть равнодушие, такую вот теплохладность нашей души? Святитель Феофан Затворник говорит: со слезами кричи ко Господу в молитве своей: помоги мне, Господи, преодолеть это равнодушие и теплохладность! И кричи до тех пор, пока она не уйдет. Не бери пассивно молитвослов, не соглашайся с этим состоянием, борись с ним, преодолевай его, иначе оно окажется сильней тебя. Потому что мы живем в состоянии, где духовные законы часто пересекаются с физическими законами. Мы знаем, что камень, брошенный вверх, он летит до определенного времени, когда он достигает точки определенной своего полета, когда уравновешивается сила, движущая камень и земное притяжение, он сразу начинает лететь вниз. Нет точки покоя в этой физике. Точно так же нет в духовной жизни.
Если мы не движимся вперед, то мы уже движимся назад. Один проповедник такой даже образ в своей проповеди использовал, что духовная жизнь, она похожа на бег по эскалатору: нам нужно забежать по эскалатору, который движется вниз. Как только мы остановимся, мы сразу едем вниз. Поэтому нам нельзя останавливаться. И вот дай Бог, чтобы черпали и находили силы во втором нашем Евангелии сегодняшнего дня, в той горячей, искренней молитве до кровавого пота в Гефсиманском саду. О ком Господь молится до кровавого пота? О нас с вами, чтобы Господь помог нам идти по нашей жизни, по нашей духовной жизни. Потому что часто очень мы представляем собой не общество сильных христиан, а общество людей с ограниченными духовными возможностями, как говорят об инвалидах. И преодоление этой духовной инвалидности только во Христе. И вот дай Бог, чтобы образ Христа, Его добрый лик, Его любящие глаза Отеческие воздвигали нас вновь и вновь к этим первым шагам, к первому опыту нашей радости духовной во Христе, которую каждый из нас в своей жизни пережил.
Божие благословение всем нам, дорогие братья и сестры. Храни вас Господь.
Протоиерей Сергий Бабурин