Святое Богоявление

19 января 2013 года

Тропарь на Богоявление: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе".

Икона Крещение Господне

В Крещенский сочельник (18 января) и в день Святого Богоявления (19 января) во всех православных храмах верующим раздается Крещенская вода.  

Крещенская вода носит название Великая агиасма, что в пе­реводе с греческого — Великая святыня. Она подает исцеление недугов — душевных и телесных, гасит пламя страстей, отгоняет недобрые силы. Поэтому святой водой окропляют жилище и вся­кую вещь, которую освящают.

Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день праздника и накануне, в Крещенский сочельник. Некоторые ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различается по своим свойствам. Однако и в сочельник, и в самый день празд­ника Крещения при освящении воды читаются одни и те же мо­литвы.

Святитель Иоанн Златоуст еще в IV веке говорил, что святая вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы она только минуту назад была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас может увидеть каждый!

Крещенская вода — это одно из благословений и даров, дан­ных Богом Православной Церкви. Известно, что святые имели ве­ликое благоговение к святой воде и часто пользовались ею. Так, например, преподобный Серафим Саровский после исповеди па­ломников всегда давал им святой Крещенской воды. Преподоб­ный Амвросий Оптинский однажды послал смертельно больному человеку бутылочку со святой водой — и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей, прошла. Иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты Крещенской водой. Когда кто-нибудь сильно болел, он благословлял принимать по столо­вой ложке святой воды каждый час. Старец говорил, что лекарств сильнее, чем святая вода и освященное масло, нет.

Чудеса исцелений происходят и в наши дни. Однако чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в Бога, кто верит в силу молитвы Церкви, кто имеет искреннее и чистое желание изменить свою жизнь. Бог не тво­рит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства или где не имеют намерения воспользоваться ими для спасения души. «Род лукавый и прелюбодейный, — говорил Спаситель о своих неверующих современниках, — ищет знамения; и знамение не дастся ему».

Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Свя­тейшее Причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаяние, смирение, слу­жение людям, дела милосердия и проявление других добродете­лей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически и бесполезна для нечестивых и мни­мых христиан».

Бытует распространенное заблуждение, что купание в Кре­щенской проруби очищает нас от грехов. Это не так: купание в проруби — всего лишь старинный народный обычай. А от грехов очищает таинство покаяния, совершаемого через исповедь. Та­инство это обязательно для всех православных христиан, тогда как Крещенское купание совершенно необязательно. Впрочем, имеющие большое желание могут искупаться.

В праздник Крещения многие берут святую воду домой. Это правильно: Крещенская вода должна быть в доме каждого пра­вославного христианина. Хранить ее следует в достойном месте, лучше в святом углу, рядом с иконами. Святую воду, как и про­сфору, принято употреблять натощак, после утреннего молит­венного правила, с благоговением и молитвой. Однако в ситуациях, требующих особой помощи Божией, при недугах или нападениях злых сил пить ее можно и нужно в любое время. Самое главное, следует помнить, что, если мы не будем стараться изменить себя для Бога, употребление святой воды нам не по­может. Чтобы святая вода принесла пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и по­ступков.

Молитва перед принятием Святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставле­ние грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телес­ных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Ма­тери и всех святых Твоих. Аминь.