Слово о домашней молитве, соборности Церкви и единстве нашего народа
СЛОВО О ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ, СОБОРНОСТИ ЦЕРКВИ И ЕДИНСТВЕ НАШЕГО НАРОДА, СКАЗАННОЕ В ПРАЗДНИК КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (с. Каменки)
Дорогие братья и сестры! С Праздником!
Хотел бы поговорить на злобу дня, о самых простых вещах: об исполнении утренних и вечерних молитв, о соблюдении постов в среду и пятницу и четырех многодневных постов, о посещении храма в субботу вечером и в воскресенье утром.
В книге Исход, в Библии, в Священном Писании, в 34 главе Господь дает первые заповеди по соблюдению обрядовых правил. И за соблюдение этих обрядовых правил дает обетование, что Он оградит Свой народ от посягательств других народов (Сравн. Исх. 34, стих 24).
Ни одна исповедь в этом храме не обходится без покаяния в том, что пропускаются утренние и вечерние молитвы, нарушаются пост в среду, пятницу или длительные посты.
Братья и сестры, в этом тоже должно сохраняться единство Церкви, соборность. Соборность Церкви не только в том, что мы веруем во Святую Троицу, исповедуем Символ веры, который читаем на Литургии, собираемся на службы по воскресеньям и на праздники в храм. Соборность наша должна сохраняться ежедневно в наших этих маленьких утренних и вечерних молитвах.
Вот представьте себе, одними и теми же молитвами примерно в одно и то же время в одном часовом поясе все православные христиане обращаются к Богу утром и примерно в одно и то же время вечером. Переходит в другой часовой пояс, и опять православные христиане совершают молитву. И так как у нас страна имеет много часовых поясов, а приходы Русской Православной Церкви присутствуют и в других странах, то, получается, вот эта молитва соборная совершается круглосуточно. А мы, когда пропускаем молитвы, то уже в этой соборности не участвуем, мы выпадаем из соборности Церкви, нарушаем ее единство.
И Господь уже отнимает от нас Свое обетование. И получается, мы оглядываемся, почему кто-то к нам плохо относится, какие-то народы, какие-то другие страны, вражда начинается, войны. Вот по этой причине. Можете открыть почитать. Все просто. Там с богоизбранным народом Господь общается, как с детьми в детском садике: будешь себя хорошо вести, получишь конфету, будешь плохо себя вести, получишь атата.
Поэтому призываю всех, пользуясь случаем, к самым простым правилам – сохранять единство Церкви, сохранять единство нашего народа, соблюдать простые правила: утренние, вечерние молитвы, суббота вечером и воскресенье утром – в храме, соблюдение постов в среду и пятницу и четыре многодневных поста. Все просто. И вокруг нас изменится всё.
Еще один момент. «Мне», – некоторые говорят, – «утренние и вечерние молитвы тяжело читать, вот читаю Серафимово правило». Вот это лукавство проникает в нашу среду, к сожалению.
Серафимово правило – это частный случай жизни Серафимо-Дивеевского монастыря. В летнее время, когда были сельхоз работы, не механизированные работы, а всё вручную сестры делали, и от восхода до заката не было времени читать келейное правило, и приходили в келию только главу приклонить. Как быть?
Преподобный Серафим Саровский дает правило (частный случай из жизни монастыря, на время летних сельхоз работ, когда просто нет времени книжку открыть), дает такое правило: вот – три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево», Символ веры. До обеда непрестанно Иисусову молитву, после обеда непрестанно «Богородице Дево, радуйся», и в конце такое же маленькое правильце.
У нас же «добросовестно» делают удаление Иисусовых молитв и «Богородице Дево, радуйся», да? Остальное – два маленьких хвостика – соединяют. Называют это Серафимовым правилом. И со спокойной совестью, я, говорит, всё исполнил.
Всё это исключить надо из нашей жизни.
Есть молитвы, написанные святыми отцами. Если что-то непонятно сразу, поймете потом, можно посмотреть в Церковнославянском словаре.
Также с соблюдением постов. Мне очень понравилось слово Владыки Питирима, когда он в Таджикистане был, здесь слово говорил, что в этом случае мы хуже мусульман. Вот в то лето, когда он приезжал к нам, у них было 60 градусов летом. И говорит, от восхода до заката они ничего не едят и не пьют, и видно, что терпят, терпят, воля воспитывается. А мы расслабленные какие-то, сами и дети у нас расслабленные. А потом удивляемся, почему у нас грехи такие, о которых стыдно и говорить.
Поэтому давайте начнем с себя, начнем с простых вещей и будем помнить, что в этом тоже будет созидаться единство Церкви, единство нашего народа.
Аминь.