Проповедь в Неделю всех святых на подворье в Матвеевке
ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ
Сегодня празднуется память всех святых, которые в подвиге просияли: и прославленных Церковью, канонизированных, и не прославленных, и неизвестных, которые будут прославлены и которые, может быть, никогда не будут прославлены.
Почему Церковь назначила эту память через неделю после дня Святой Пятидесятницы? В прошлое воскресенье мы праздновали событие Сошествия Святаго Духа на апостолов, когда третья ипостась Святой Троицы - Дух Святый сошел на апостолов и сообщил им такую благодать и силу, что они бесстрашно проповедовали христианское учение, чудеса совершали в подтверждение истинности этого учения и по местам основывали церкви. Там, где община была крепкая, они рукополагали епископов, священников, диаконов.
И еще в простонародье церковном день Святой Троицы называется - День рождения Церкви. В прошлое воскресенье мы праздновали завершение домостроительства спасение рода человеческого. Вот через эти все праздники, начиная от Рождества Пресвятой Богородицы и кончая Днем Святой Пятидесятницы, Господь показывает, как устраивалось домостроительство спасения рода человеческого.
День памяти всех святых, которые просияли в подвигах, Церковь празднует как венец того домостроительства спасения, которое Господь устроил. То есть сегодня мы вспоминаем память тех людей, которые имели ту же природу человеческую, подвергались воздействиям тех же страстей, жили примерно в таких же условиях, на них так же влияла жара, лил дождь, был холод и другие всякие трудности они претерпевали, но всё делали за ради Христа, и Господь удостоил их Царства Небесного в селениях праведных.
Что такое подвиг? Нам кажется, когда мы читаем жития святых, что подвиг - это отшельничество, уединение, постничество и какой-то такой особенный труд, и мученичество, которыми подвизались мученики и преподобные жены и отцы. Но если мы вспомним евангельские слова Господа, что Царствие Божие нудится (то есть силою берется), и нуждницы (кто это усилие прилагает) достигают его, то мы здесь уже обращаемся к теме подвига не в плане какого-то великого свершения, а понуждения себя. Подвиг - это понуждение себя даже в самом малом: утром неохота вставать - встаем, неохота утренние молитвы читать - читаем, неохота что-то делать на огороде, поливать, полоть и так далее - понуждаем, делаем. Вот такие маленькие подвижки, то есть преодоление своей лени, преодоление своего эгоизма, когда нужно пожертвовать своим временем или каким-то участием для ближнего за ради Христа.
Вот это понуждение себя в самых повседневных делах - оно и есть подвиг, который доступен каждому из нас.
Другую стороны мы еще должны учитывать, что враг рода человеческого действует по отношению к нам. Духовная жизнь еще называется духовной борьбой. Любая борьба предполагает наличие противника. Противником по отношению к человеку в его духовной сфере является сатана с демонами. И вот он действует по отношению к нам по трем направлениям.
Первое - это помыслы. Человек, который проводит свою жизнь легкомысленно, невнимательно, он речь, слова, беседы диавола принимает за свои мысли. И так управляется им по всей жизни, по широкому пути.
Второе направление - это наша поврежденная природа. После грехопадения Адама в человеческой природе действует три закона - страстность, тленность и смертность.
Страстность проявляется в удобопреклонности ко греху, и каждый из нас это ощущает.
Тленность проявляется в болезнях, в старении. С возрастом потихонечку, когда мы стареем, где слабые места, там болезнь вылезает.
И смертность - это разлучение души от тела.
На этих трех моментах тоже враг очень играет как бы на клавишах.
И третье направление - это окружающий нас мир. Враг действует по отношению к нам или через людей, которые дьявольскими делами занимаются, или через людей таких же легкомысленных и невнимательных, или устраивает перед нами такие обстоятельства, чтобы подвести нас к черте греха.
Поэтому, братья и сестры, все наши помыслы, пожелания и предложения, которые нам предлагаются со вне, мы должны рассматривать через призму вечности: как это, если я исполню этот помысел, предложение или пожелание, отразится на моей дальнейшей участи.
В светской психологии есть такие понятия - ближняя мотивация и дальняя мотивация. Ближняя мотивация, как они учат, присуща больше молодым людям. Вот возникло какое-то желание, хочу его исполнить, а что будет впоследствии, меня даже не интересует. Дальняя мотивация, как учит светская психология, присуща людям более зрелого возраста, которые уже имеют какой-то личный опыт, и что если возникло какое-то пожелание и если я его исполню, то он смотрит вперед - к чему это может привести.
Так вот наша мотивация - православных христиан - она не только ближняя или дальняя, она еще дальнейшая, потому что всякое пожелание мы должны рассматривать, повторимся, через призму вечности: как это, если я исполню этот помысел, пожелание или предложение, отразится на моей дальнейшей загробной участи.
И вот святые отцы говорят, одна из добродетелей - памятование смерти - помни последняя твоя и вовек не согрешишь (Сир. 7: 39). Так и мы, братья и сестры, должны подражать святым угодникам Божиим, и которые прославлены, и которые не будут никогда прославлены, тем, что и мы должны в повседневной жизни себя понуждать на маленькие такие подвиги, преодолевать свою лень и эгоизм. И делать это мы должны за ради Христа, как и учил нас преподобный Серафим Саровский, что всякое дело доброе должно нам делать за ради Христа, тогда мы приобщаемся Божественной благодати.
И должны бдительность иметь за помыслами, пожеланиями и предложениями, которые к нам приходят со вне из окружающего мира, чтобы нам не растерять то, что нам дарует Господь и в нашем потенциале от природы, и то, что дарует через Таинства церковные, ту благодать, которой мы приобщаемся в Церкви, чтобы это мы не растеряли, сохранили и приумножили до конца наших дней и удостоились Царствия Небесного. Аминь.