Проповедь на первой Пассии в Покровском Хотькове монастыре
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Так возлюбил Бог мир, что Сына Своего Единородного отдал на Распятие, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
Так Бог проявил любовь по отношению к нам. Но и подобной же любви Он ждет и от нас.
Когда у Господа спросил фарисей, искушая Его, какая первая большая заповедь из всех, Господь говорит: «Первая заповедь – возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышлением твоим и всею крепостию твоею» (Мр. 12, 28-31).
Возлюби. Господь предлагает установить взаимоотношения с каждым из нас не как с владыкой и рабом или господином и слугой, а отношения любовные, дружеские. Когда Он говорит апостолам: «Вы други Мои» (Ин. 15, 14). Отношения даже семейные, когда говорит: «Чада, есть ли у вас, что есть» (Ин. 21, 5) и, заповедовал нам молитву «Отче наш» (Мф. 6, 9), - мы обращаемся к Богу – Отче – Отец.
А вторая заповедь подобна ей: возлюби ближнего, как самого себя.
И Господь не отрывает эти заповеди друг от друга.
Апостол Иоанн в Соборном послании пишет: «Если ты говоришь, что любишь Бога, Которого не видишь, а брата, которого ты видишь, ненавидишь, то ты лжец» (см. 1 Ин. 4, 20).
Более того Господь на какое-то время предпочитает честь ближнего Своей чести, говоря: «Когда ты придешь к жертвеннику, а брат твой имеет нечто на тебя, оставь жертву у алтаря, иди примирись с братом своим и тогда принеси жертву» (Мф. 5, 23).
Для того, чтобы мы удобнее проявляли любовь по отношению к ближнему, Господь установил два образа жизни – семейный и монашеский. Задача и в том, и в другом образе жизни одинаковая – победить свое эго, справиться со своим эгоизмом.
Когда человек живет ни так ни сяк, состояние безответственное – нет ни мужа, ни жены, ни детей, когда хочешь, с работы пришел, что хочешь, то и делай, - опасно и в духовном плане, и в греховном.
Один из патрологов профессор Киевской Духовной Академии С.С.Аверинцев, рассуждая о браке с юмором, говорит, что Господь установил спасение в браке не однополом, а разнополом, и в брак вступают люди с разным физиологическим устроением, из разных бытовых устройств. А мы знаем, что в семьях разные немножко бытовые особенности бывают. И настолько с разным психологическим устроением, что в глазах любой женщины любой мужчина – это чудовище, а в глазах любого мужчины любая женщина – это сумасшедшая. И вот эти два человека должны счастливо прожить жизнь и еще достичь Царства Небесного.
Конечно, говоря с юмором, профессор показывает, сколько нужно приложить труда, чтобы преодолеть все эти разности.
И задача в браке, помимо деторождения и христианского воспитания детей, состоит в том, чтобы воспринять свою половину, какая она есть, со всеми положительными и отрицательными качествами, с одной стороны, и в себе исправлять то, что не нравится моей половине, с другой стороны.
Идеальных примеров в браке можно встретить единицы. Одноклассник по семинарии рассказывал про своих дедушку и бабушку, люди простые деревенские, верующие, они впервые встретились на своей свадьбе. Он прошел всю войну от начала до конца водителем грузовика. Можно предположить, что постоянно находился под прицелом вражеской авиации, что бы ни вез: или снаряды, раненых, пополнение или продукты. И бабушка за него молилась, он сам молился – ни разу не был даже ранен, всю войну от начала до конца. Прожили они в браке больше полувека, и родные их не помнят, чтобы они когда-нибудь ссорились.
Таких положительных примеров идеальных мы можем встретить мало, в основном возникают конфликты. И к сожалению, у нас в стране по статистике более 70 % разводов, а из них 90 с лишним – это на первом, на втором году совместной жизни. И благоразумно поступают родители таких обидчивых эгоистов, когда прилагают усилия, чтобы поставить их в рамки законного супружеского бытия, основанного на жертвенной любви и уважении друг к другу. Как в народе есть поговорка: стерпится – слюбится.
Но если в семейной жизни свой эгоизм надо делить пополам на двоих, то в монастырской жизни все сложнее – этих эгоистов много в монастыре. И хотя мотивация, с которой приходит брат или сестра в монастырь, высокая – послужить Христу, находиться в послушании у Игумении и старших сестер, - но в жизни бывает совсем не так. Наш эгоизм проявляется и здесь, и никуда от него не деться. Поврежденность человеческой природы, удобопреклонность ко греху и ее несовершенство никто не отменял.
Эти наши греховные привычки и несовершенства в общежительном монастыре сталкиваются. И кто думает, придя в монастырь, жить по принципу: как здорово, что все мы здесь сегодня собрались, – глубоко ошибается. Каждое утро насельник или насельница монастыря, восставше от сна, опуская свои ноги с кровати на пол, наступает на минное поле, с которого она или он сходит только, когда отходит ко сну.
Здесь жизнь нужно проводить очень внимательно и по отношению к себе, и по отношению к ближнему.
В Лавсаике есть такое повествование. Два брата долго лет жили в одной келлии и ни разу не ссорились и не ругались.
И старший говорит младшему: «Мы с тобой живем сколько лет и не ссоримся и не ругаемся, может, мы в прелести в какой. Давай поссоримся, что ли?»
Младший говорит: «Давай. А как?»
Старший принес кирпич, положил посередине между ними, говорит: «Это мой кирпич». Младший говорит: «Хорошо, пусть это будет твой кирпич».
Так и не получилось у них поссориться, и дальше они жизнь проводили мирно.
Но таких идеальных случаев мало. И древние иноческие уставы предполагают и описывают ситуации, когда именно ссора между братиями происходит, и наставляют примириться до отхода ко сну, который является образом смерти. Нужно, говорят, попросить прощения. Если брат не отвечает на твое прощение, имеет вражду на тебя, попроси до трех раз, но не подряд, через какое-то время. Если уже третий раз не простил, оставь все на волю Божию.
Должны мы также учитывать и противоборствующую сторону во взаимоотношениях человеческих – врага рода человеческого, которому неугодно мирное и благоденственное житие среди любимого творения Божия – среди людей.
У преподобного Серафима Саровского спросили, какие силы действуют в мире. Он говорит: три силы действуют в мире. Первая – Божественная, созидающая, вторая – бесовская, разрушительная, и третья сила – человеческая. И куда человек направит усилия своей воли, своей души, так будет проходить его жизнь, семьи и общества в целом.
И когда мы видим, что происходят ссоры, ругань, драки, разводы, войны, мы должны понимать, что здесь проявляется крайняя невнимательность нас, людей, и за всем этим стоит противник наш – диавол.
У аввы Никиты Стифата есть такое повествование. Жили два брата в одной келлии очень долгое время, мирно и не ссорились. Диаволу это было не угодно, и он решит их поссорить. Пришел к дверям их келии, и одному он представился в виде голубя, а другому в виде вороны. Один брат говорит: «Смотри – голубь сидит». А другой говорит: «Нет – ворона». Первый говорит: «Ну это же голубь», тот говорит: «Ворона». И так они начали спорить, потом поругались и даже подрались. Обиделись друг на друга и ушли с этого места в разные стороны. Через три дня опомнились, одумались, пришли в себя – вернулись. Начали обсуждать это дело. Что случилось? Мы столько лет жили дружно, мирно. Что произошло? – Но мне действительно показалось, что это голубь, а мне действительно – ворона. Тут они поняли, что их диавол так вот искусил и навел такую вот вражду между ними. Они попросили друг у друга прощения и стали дальше жить мирно.
И вот так, братья и сестры, мы, беря пример вот этих двух братьев, можем это применить и в семейной жизни, и в монастырской, и даже в общении друг с другом, неважно, в какой среде человек живет. Если произошел какой-то конфликт, лучше это дело на трезвую голову обсудить и сделать выводы, какая страсть проявилась во мне в этом конфликте, в этой ссоре. И тогда взаимоотношения будут подниматься на более высокую ступень, на более высокий уровень.
В одном военном училище связи на самом первом занятии по технике связи преподаватель предложил записать два правила для связиста. Первое: когда связи между корреспондентами нет, виноваты оба корреспондента. Второе правило: недостатки начинай искать у себя.
И вот удивительно – неверующие люди, технари такие сухие, при выполнении технической задачи имеют нравственную составляющую. А тем более же мы, православные христиане, которые имеем заповедь, которые верим в Бога, который нам дал заповедь о любви к Богу и ближнему, еще больше должны иметь более глубокое основание во взаимоотношениях между друг другом и в отношении к Богу.
Нашему вниманию предложим три заповеди, которые вывел пророк Михей для себя, когда он рассуждал, чем я могу умилостивить Бога за свои грехи. Сотнями принесенных в жертву овец? Нет. Бесконечным потоком елея? Тоже нет. Даже если я отдам своего первенца единоутробного – тоже нет. И вот он вывел для себя три заповеди: первое – действовать по справедливости, второе – любить дела милосердия и третье – смиренномудренно ходить пред Богом.
Действовать по справедливости. Обратим внимание, что действовать по справедливости, а не требовать справедливости по отношению к себе.
Любить дела милосердия. Зачастую это происходит у нас из-за тщеславия. А именно любить само дело милосердия.
И смиренно ходить пред Богом. А мы знаем, в другом месте Священного Писания у Апостола говорится: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6).
И вот поступая так, дорогие братья и сестры, проявляя любовь к ближнему, борясь со своим эгоизмом и тем самым проявляя любовь и к Богу, мы недалеко окажемся от Царства Небесного. Аминь.