Проповедь на 2-й Пассии. Великий пост, 2019 г.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Святитель Афанасий Великий говорит, что христианин – это истинный разумный дом Христов, построенный на благих делах и правых догматах.
Свой путь ко спасению мы с вами, дорогие братья и сестры, должны совершать разумно. И те знания, которые мы получаем из Догматического богословия, мы должны разумно применять на практике.
Догматическое православное богословие содержит несколько разделов: Триадология – это учение о Святой Троице, Христология – учение о Христе, Мариология – учение о Божией Матери, Экклизиология – учение о Церкви, Сотериология – учение о спасении, Эсхатология – учение о конце света. И вот раздел, который называется Сотериология – учение о спасении – значительное внимание уделяет покаянию.
Покаяние – это изменение образа жизни, изменение образа мыслей к лучшему, перемена от жизни греховной к жизни добродетельной.
В прошлое воскресенье на Пассии на проповеди мы слышали такую мысль, по какой причине был распят Христос. Причиной распятия явился грех, и грех, действительно, ненавидит все святое, чистое, правдивое, божественное.
Мы с вами, братья и сестры, тоже согрешаем повседневными грехами – это точно, а некоторые, даже которые ходят в храм, согрешают и смертными грехами. И с этими грехами нам как-то надо бороться. И хотелось бы об этом поделиться мыслями преподобного Никодима Святогорца из его книги об исповеди, в которой святой отец предлагает несколько средств предохранения от греха.
Их шесть. Первое – это память о грехе, второе – это удаление от причины греха, третье – частая исповедь, четвертое – память о своем смертном часе, пятое – это знание о сущности греха и шестое – это молитва.
И вот первое – память о грехе. Мы о грехах своих должны вспоминать не с удовольствием и услаждением, не с бахвальством и тщеславием, а с покаянием и сокрушением сердца. И в этом ярким примером для нас является апостол Петр. И вот в его житии мы читаем, что его ученики вспоминают, что каждое утро, слыша пение петухов, апостол Петр горько плакал, вспоминая свое отречение от Господа. Хотя Господь его в апостольстве восстановил, он был Первоверховным апостолом, сколько людей к вере привел, церквей сколько основал, чудеса совершал через него какие Господь – и все равно вот это сокрушение апостол Петр такое имел до конца своих дней.
Второе – это удаление от причины греха. Об этом Господь нам в Евангелии говорит, что если правое око или правая рука соблазняет тебя, исткни его, отсечи его. Это понимать нужно не в буквальном смысле, а в иносказательном. И мы слышим, что правая рука, правый глаз – это является важными частями нашей деятельности. И блаженный Феофилакт в толковании на это место Евангельское, говорит, что вот как бывает юношам, им трудно отстать от дурной компании, кажется, что друзья – они самые близкие, что без них он вообще пропадет. А эта дурная компания ведет его на совершение каких-то грехов. Так вот он призывает этого юношу, что лучше, говорит, ты повернись и уйди от них, когда они тебя зовут с собой, тогда, может, как минимум, ты сам не будешь грешить, а может быть, кто-то тоже вразумится твоим таким поступком, а в противном случае – и они погибнут, и ты сам погибнешь.
Третье – частая исповедь. Человек, который редко исповедуется, у него затмевается око души. И бывает, кто-нибудь приходит на исповедь, которые исповедовались два, три месяца назад, полгода, три года, спрашиваешь, ну что на совести? – а нет ничего на совести, да вроде так, ничего особенного. И не видит человек своих грехов, ни крупных, ни малых.
А человек, который часто исповедуется, у него душа утончается. И за тот короткий промежуток времени, который проходит от исповеди к исповеди, он более внимательно относится к своей жизни. Частая исповедь и удерживает от смертных грехов, потому что человек подумает: «Ну как так? Я согрешил, я опять об этом буду говорить своему духовнику?» И вот человеческий стыд тоже может человека остановить.
В пользу частой исповеди говорит нам святитель Игнатий Брянчанинов, что кто часто предает своих друзей, он скоро сделает их своими врагами, и кто часто исповедуется, тот быстро избавится от страстей. Почему? Потому что в исповеди нам не только прощаются грехи, но и подается благодать для борьбы с теми страстями и пороками, которые в нас действуют. И кто часто к этому средству – благодати – приступает, Господь ему помогает в борьбе со страстями.
Четвертое средство – память о смертном часе. Когда какой-то греховный помысл влечет нас на грех, мы должны этот смертный час представить. Ну что, если я даже на короткое время наслажусь каким-то греховным действием, то что меня будет ждать? Ведь смертный час когда наступает, то, чему этот грех доставляет удовольствие, оно всё истлевает, гниет и изъедается червями – наше тело. А душа, которая отходит в вечность, предстает перед судом Владыки Христа и осуждается на вечную смерть. И ждут человека вечные муки, которые изображаются или вечным огнем, или червем изъедающим. И эти вечные муки тоже можем себе представлять, чтобы остановиться в грехах. И можем представлять себе и вечное блаженство в Царствии Небесном, как это было явлено преподобному Серафиму Саровскому, которому Господь приоткрыл, что ждет человека. И он говорит, я готов бы до конца своих дней сидеть в яме с червями вместе, изъедаться, и все это претерпеть, лишь бы удостоиться той благой участи, которую достойным уготовал Господь.
Пятое – знание сущности греха. Грех – очень великое зло. И мы, бывает, привыкаем к каким-то повседневным грехам. Но даже и малый грех, он настолько велик, что преподобный Никодим Святогорец говорит, что если бы представить две чаши, и на одну чашу мы положим слезы Божией Матери, подвиги всех преподобных отцов, которые подвизались за всю историю Церкви, поместим в эту чашу всю кровь мученическую, пролитую за всю историю Церкви, а на другу чашу поместим один грех, то этот грех перевесит. Только Кровь Христова изглаживает грехи. Почему? Потому что любой маленький грех – это грех против Законодателя, и не важно – большой это грех или маленький. Это грех против Создателя, против Творца, грех против Судии. И любой грех, он удаляет нас и от Божией благодати, и лишает нас помощи Божией.
Шестое средство – это молитва. Мы уже неоднократно говорили в частных беседах и в общих, что такое религия. И будем, скорее всего, это повторять, как святитель Иоанн Златоуст говорил, когда повторялся в своих проповедях: не думайте, что мне нечего сказать. Как, говорит, добрый земледелец посыпает семена и ожидает, чтобы в этом месте земля дала плод.
Слово «религия» происходит от латинского слова «религаре», которое переводится, как восстановление связи, то есть восстановление той связи, которую потеряли Адам и Ева, – связи с Богом. Мы восстанавливаем именно умозрительную связь, поскольку Бог – сущность умозрительная, умом постигаемая. И в этой невидимой области происходит соединение Бога и человека. И именно в эту умозрительную область вторгается враг рода человеческого, чтобы или помешать установить эту связь, или эту связь разрушить.
Всякий грех начинается с помыслов. Этапы развития греха. Прилог – на этом этапе мы, конечно, не согрешаем, потому что не в нашей власти, чтобы помысл не приходил. Это действие врага, это их работа. В нашей власти – принимать этот помысл или не принимать.
Следующий этап – это внимание. На этом этапе мы можем согрешать, можем не согрешать. Не согрешаем, когда мы добрый или нейтральный помысл рассматриваем и так прикидываем, к чему это может привести. Согрешаем, когда мы явный греховный помысл рассматриваем. На этом этапе вот здесь мы можем согрешать.
Третий этап – это услаждение, когда человек уже услаждается греховным помыслом. На этом этапе оскверняются наши чувства.
Четвертый этап – это пожелание, то есть уже соизволение идет воли человека на совершение греха. На этом этапе оскверняется наша воля.
Пятый этап – это решимость, когда человек уже обдумывает, как это делать. На этом этапе оскверняется наш ум.
Шестой этап – это дело, когда грех уже совершен. На этом этапе оскверняется тело.
Ну и седьмой этап – это страсть, когда неоднократно повторенный грех уже превращается в греховную привычку, в страсть.
Так вот, дорогие братья и сестры, очень важно, что у нас в голове. Если у нас в голове песни крутятся, музыка; если у нас в голове турнирная таблица расписания матчей по хоккею и по футболу; если у нас в голове ожидание очередной серии следующего сезона какого-нибудь сериала и еще там бегание по магазинам и всякие другие дела, то Бога нет в голове. Мы согрешаем против добродетели ума, которую мы должны совершать. А совершать мы должны следующую добродетель. К этому нас призывает Сам Господь и апостол Павел: Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь.
Что значит – непрестанно молиться? Преподобный Исаак Сирин под молитвой понимает не только саму молитву непосредственно, но и расширяет это понятие. Под молитвой он понимает и благочестивое размышление, рассуждение, богомыслие, душеполезное чтение, благочестивые разговоры, беседы. Поэтому будем стараться, чтобы наш ум больше пребывал в Боге. И все эти средства, которые мы перечислили, они должны срастворяться с покаянием.
К покаянию нас призывают все три Лица Святой Троицы. Бог Отец устами Иоанна Предтечи призывал: Покайтесь, когда свидетельствовал о Христе, ибо приближилось Царство Небесное. К покаянию призывает нас вторая Ипостась Святой Троицы – Сын Божий, когда воплощенная вторая Ипостась – Христос Богочеловек – призывал: Покайтесь, приближилось Царство Небесное. Дух Святый – третья Ипостась Святой Троицы – в день сошествия Своего на апостолов устами апостола Петра на первой проповеди взывал: Покайтесь. Вся Святая Троица, все Триипостасное Божество призывает нас: Покайтесь, покайтесь и покайтесь.
Покаяние – это очень сильное средство противостояния греху и его изглаживания. Преподобный Максим исповедник говорит, что если второй помысл покаянный приходит за помыслом злым, греховным, то даже смертный грех, совершенный вольно, считается совершенным невольно. Святитель Григорий Палама повторяет почти что эту мысль, говорит, что если после помысла греховного приходит помысл покаянный, то грех, совершенный в ведении, считается как грех, совершенный в неведении.
То есть покаяние, оно, получается, ограничивает действие греха. И если оно ограничивает действие греха, то, естественно и закономерно, оно ограничивает и действие последствий этого греха до самой загробной участи человека.
Но не будем думать, слыша эти слова, что я согрешу, а потом покаюсь. Как бывает слышим в церковной среде: Не согрешишь – не покаешься. Я согрешу, потом к духовнику своему схожу, и он мне простит.
Преподобный Никодим святой говорит так: Да, духовник тебе простит, то есть прочитает над тобой разрешительную молитву, а Бог не простит. И уже источник благодати – Таинство исповеди – уже становится для человека не источником благодати, а источником яда. Или, говорит, этот человек уподобляется купцу, который бросает товар в море и надеется обратно какую-то выгоду получить. Или уподобляется тому человеку, который обвязал себя цепями греха, а ключ от своего сердца отдал сатане, и думает, что этот ключ он отдаст ему. Нет.
Поэтому, дорогие братья и сестры, будем приносить покаяние истинное, истинное такое сокрушение сердца, чтобы иметь такую решимость – бороться с грехом, избавиться от греха, противостоять ему, приносить покаяние истинное, которое заключается в удалении от греха, в изменении греховной жизни на жизнь добродетельную, и тогда будем уже иметь надежду по окончании земной жизни услышать призыв Владыки Христа: Приидите ко Мне, благословеннии, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.
2019 г., Великий пост, Пассия, 31 марта.