Проповедь на 1-й Пассии. Великий пост, 2019 г.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры. Прошло две недели Великого поста, и мы с вами по традиции собираемся у Креста Господня для того, чтобы прочесть Божественное Евангелие о последних днях Спасителя в этой земной жизни, пропеть Акафист Страстям Господним, чтобы еще раз попытаться уяснить себе, какова цена нашего спасения.
Господь проповедовал три с половиной года, ходил по земле, учил, исцелял, кормил, воскрешал. Когда настало время исполнить Свое Божественное послушание и взойти на Крест, Он сказал Своим ученикам: «Вы знаете, через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на Распятие». То есть Спаситель наш совершенно сознательно, заранее зная, что Ему предстоит перенести, идет на вольные страдания и готовит Себя и учеников Своих к этому страшному и в то же время великому событию.
Сейчас мы с вами слышали о том, как это все происходило. Злочестивый совет книжников, первосвященников и старейшин иудейских о убийстве Спасителя, возлияние мира на главу Спасителя («приготовила Меня к погребению»), предательство Иуды, беззаконный суд, осуждение на пропятие и после страшных и ужасных истязаний и поруганий смерть на Кресте.
Дорогие братья и сестры, мы же с вами христиане, мы любим Христа Спасителя, мы сострадаем Ему. Стоим мы у Креста и негодуем, и сердце наше не может воспринять и понять, почему произошло такое злодеяние. За что, по какой причине, почему? Даже если они, распинатели, не могли Его признать Богом, Сыном Божиим, почему они Его убили, – нет ни одной причины для того, чтобы взять и убить Праведника. А причина, братья и сестры, одна – это грех.
Человечество, в образе Адама и Евы в начале согрешившее, несет на себе печать греха. Что такое грех? Грех – это боязнь Бога. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, в своем исследовании христианского пути ко спасению пишет такие слова: «Адам жил в Раю, общался с Богом и не боялся Его, потому что он был свят». Святой не боится святого, а вот грех боится. Согрешив, люди стали прятаться от Бога.
Первое убийство, которое описано в Священном Писании, – это когда Каин убил своего брата Авеля. За что? За то, что он был свят. Молитва праведного Авеля возносилась ко Господу, и Каин, видя его святость, а сам, не желая освящаться, взял и убил его, чтобы эта святость его не обличала.
Все праведники Ветхого Завета, все пророки, которые провозвещали о Христе, о грядущем Мессии, тоже были гонимы, или побиваемы, и даже убиваемы. Вот эта страшная вражда, которая произошла в результате грехопадения, продолжается и до сих пор.
Только Божественный Младенец родился – уже ищут убить Его. 14000 Вифлеемских младенцев было истреблено для того, чтобы таким образом в их числе уничтожить только что воплотившегося Христа Спасителя – Источника святости. Вся земная жизнь Иисуса Христа проходила в скитаниях, искушениях, гонениях. Однажды иудеи хотели побить Его камнями. Но Спаситель прошел сквозь эту злобную толпу, говоря, что не пришло еще Его время.
И вот это время, которое мы сейчас наблюдаем, настало: это Распятие, это вольное страдание, это смерть Господа нашего Иисуса Христа. Это время проявления Высшей Любви – принесение Богом Сына Своего Единородного в жертву за грешного человека.
«Праведное» наше негодование претерпевает большие сомнения, когда мы сравним себя с той толпой, которая кричала: распни, распни Его, отдай нам Варавву. С этими первосвященниками, которые знали Священное Писание, но не жили по нему. С этими фарисеями, которые досконально исполняли все: пост, количество молитв, поклонов, пожертвований. Это люди Ветхого Завета. Они считали себя праведными. Они же и распяли Христа.
Мы люди Нового Завета – за нас уже принесена величайшая Жертва – все равно мы относимся к своей христианской жизни, если не сказать нерадиво, то формально: постимся, читаем молитвы, ходим в храм и даже участвуем в церковных Таинствах, но не изменяем свою внутреннюю жизнь. Обижаемся, осуждаем, завидуем, гневаемся, унываем и нерадим о всякой добродетели, а если и сделаем какое-то доброе дело, то обязательно хвалимся этим, рассказываем всем или внутри себя гордимся. То есть мы никак не можем научиться той христианской жизни, которой учил Господь при Своей земной жизни и до сих пор учит нас через святых отцов и всех угодников Божиих, которые прошли свой земной путь вместе со Христом, освятившись.
Дорогие братья и сестры, взирая на Крест, на вольные страдания Христа Спасителя, мы должны сбросить с себя это покрывало боязни, которое нас закрывает от святости и правды Божией. Мы должны обличить в себе грех, но мы боимся. Наше лицемерие не дает нам это сделать. Мы похожи на того короля из сказки «Новое платье короля». Там король захотел иметь лучшее платье, из самого тонкого шелка. И лицемеры и обманщики, желая угодить королю, делали вид, что это действительно одежда из тончайшего шелка, наряжая его в пустоту. И никто из горожан из-за боязни не захотел сказать правду о наготе короля. И только наивный мальчик сказал: «Король-то голый». А мы никак не можем впустить в себя эту чистоту, чистоту детскую, безбоязненную, чтобы сказать себе: я-то грешен, по-настоящему грешен.
Сейчас мы, братья и сестры, стоим у Креста, и душа наша состраждет Спасителю, сердце наше содрогается, видя Его муки, ум наш не вмещает такую вселенскую несправедливость. Но только отойдем от Креста, как суетность мира и заботы века сего похищают такое состояние, и дела наши свидетельствуют об обратном и тоже распинают Христа.
Как же велико поругание человеку тому, который знает, но не делает, за которого принесен залог, но он не хочет освобождаться. Какое же безумие не использовать то, что тебе дано задаром, из любви.
Дорогие братья и сестры, Евангелие нас учит, чтобы мы всегда шли путем тесным, путем скорбным, взирая на Крест Спасителя. Все святые прошли этим путем. Апостолы и мученики, святители и преподобные и все праведники христианские всей своей жизнью служили Богу и Правде Его, уклоняясь от мирских соблазнов и удовольствий.
Войдем, братья и сестры, в Церковь Христову, потому что вне Церкви нет спасения. Сейчас мы стоим внутри храма Божиего, и нам кажется, что мы внутри Церкви. Но ограда церковная проходит у нас в душе, посредине сердца. Половина сердца принадлежит Богу, а другая, может быть, даже большая, она где-то за оградой, принадлежит миру, где похоть очес, похоть плоти и гордость житейская. И вот эта ограда должна сдвинуться и освободить сердце полностью для Христа Спасителя нашего.
Поэтому, дорогие братья и сестры, послушаемся Бога, взглянем на Его смиренное Тело, прибитое гвоздями, прободенное копием, увидим Его раскинутые, готовые к объятию руки, склоненную во смирении главу, услышим Евангельские слова: «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Эти слова мы часто слышим за богослужением и знаем их на память. Откроем ум и сердце для этих слов: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко». Откликнемся, дорогие братья и сестры, на этот призыв Спасителя и начнем учиться смирению и послушанию, любви и милосердию, которые принес нам Господь. Возьмем бремя Христово, возьмем иго Его на себя, чтобы изгнать из своего сердца всякий грех, всякую наклонность ко греху, всякие страсти. Вместе с Ним, держась за Него, за Его ризы, преодолеть все мирские соблазны и увидеть «небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» и услышать блаженный глас Господа нашего Иисуса Христа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Аминь.
2019 г., Великий пост, Пассия, 24 марта. Протоиерей Евгений Корчуков