Престольный праздник в день свв. апп. Петра и Павла
Сегодня в Покровском Хотькове монастыре молитвенно почтили память святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Праздничная Божественная Литургия была совершена в Никольском соборе в приделе святых Апостолов. По окончании Литургии и Крестного хода настоятельница монастыря Игумения Олимпиада, архимандрит Амвросий, духовник обители, и прихожане поздравили с днем тезоименитства клирика монастыря иерея Павла.
С пастырским словом к молящимся обратился протоиерей Сергий Бабурин:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
С праздником, дорогие братья и сестры! Сегодняшним праздником заканчивается особый пост, называемый Апостольским постом, который мы совершаем летом. Напоминаем самим себе, что жизнь каждого из нас – это апостольство в той ситуации, в которую поставил нас Господь.
Сегодня, когда мы подходим к иконе святых первоверховных апостолов Петра и Павла, мы думаем, что эти апостолы всегда почитались одинаково, что их роль и значение для Церкви всегда были равными. И поэтому традиционно так вот на иконе вместе мы и видим этих светильников Церкви. На самом деле мы понимаем, что два этих великих человека очень разные, сложными были даже их собственные личные отношения. Мы знаем, что почитание их в Церкви тоже было различно, и даже Церковь знает в древние свои времена споры, кто из этих двух апостолов является более важным. Тот ли, которого Сам Господь называет «ты еси Петр, на сем камене созижду Я Церковь», или тот апостол народов-язычников, которым является апостол Павел.
Есть предание Церкви о том, что однажды оба эти апостолы явились христианам древности и сказали, что перед Господом они равны и пребывают в единой любви перед Господом. Поэтому возник этот пост Апостольский, чтобы подчеркнуть их равность, их величие и того, и другого.
Хотя соблазн разделения этих двух апостолов остается по сей день. Мы видим, что западный мир христианский интересным образом разделился. Католическая церковь традиционно почитает апостола Петра, потому что почитание этого апостола она полагает своим основанием видеть свою особую исключительность над всеми остальными христианами.
Мир протестантский особенно почитает апостола Павла, потому что в его великом сложном богословии считает возможным для себя отвергнуть предание Церкви и проповедовать каждый «от ветра главы своея». И почему-то считается, что именно апостол Павел дает основание для такой широты богословия и частных мнений.
Но вот действительно для нас с вами важно, осмысляя пример жизненный, житийный того и другого апостола, перенося примеры человеческие в нашу собственную жизнь, понять, насколько они были разные. И в этом почитании понять, что Господь призывает каждого человека таким, какой он есть, не меняя его самого, его тех качеств жизни, с которыми он в этой жизни живет.
Вот, например, интересно нам с вами посмотреть, что почти во всем эти два апостола были различны. Мы когда читаем Священное Писание, то чувствуем, что они различны по своему образованию. Но, конечно, самое главное, что нужно отметить, что они различны в том, что апостол Петр является фактически первозванным апостолом, ведь с Андреем апостолом, своим братом, он сопутствует на всех путях жизни земной, проповеди земной Господа нашего Иисуса Христа. И он является свидетелем всех событий, всех особых таин земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, тогда как апостол Павел в жизни земной Господа не видел. В этом их главное и удивительное отличие.
Причем отмечая это отличие, нужно сказать, что когда апостолы со скорбью отметили, что один из апостолов отпал из апостольской общины, отказался от своего апостольства апостол Иуда, и вакантным оказалось место это апостольское одного из двенадцати, то апостолы решили, что необходимо им выбрать, бросить жребий, кто из апостолов займет это место. И апостолы сделали свой выбор – так берет свое начало в апостольской общине апостол Матфий, этот удивительный апостол, который проповедовал в Европе. В то же время мы понимаем, что у Господа был Свой суд, Свое разумение, Свое видение. Господь на это место готовил апостола Павла.
Но в то же время и произволение человеческое Господь принял: раз выбрали, пусть будет. Таково удивительное снисхождение Господа к нашему человеческому произволению.
И вот мы видим, что разность этих апостолов в том, что они разные по своему социальному происхождению. Апостол Петр был простым человеком, неграмотным человеком, незнатным. Апостол Павел принадлежал к иудейской аристократии, потому что образование и происхождение, которые были у него, они позволяли ему входить в высшие слои общества. Мы понимаем, что по своему происхождению, он был не просто из аристократии иудейской, но и римской, потому что сами римские солдаты с благоговением и завистью относились к римскому гражданству, которое имел апостол Павел.
Мы видим, что апостол Петр был человек простой, семейный, у него была жена, у него была теща, о которых он заботился и очень переживал, и даже попросил Господа исцелить эту больную свою родственницу. Апостол Павел оставался девственным. Он так и пишет, что лучше быть, как я, если ты остался один, потерял семью.
Мы видим, что разность их в характере. Потому что апостол Петр был характера огненного, горячего, неукротимого человека. Апостол Павел очень кроток по характеру, очень боялся кого-то потеснить, кого-то смутить своими словами всегда, очень деликатного и нежного характера.
Мы понимаем, что апостол Петр был богатырского здоровья человек с юности, это рыбак, который готов был переносить любые погодные условия, не спать подолгу порой. Апостол Павел был очень хрупкого здоровья, очень хворен. Очень часто в его неутомимом проповедничестве и миссии необходимо было иметь спутника врача. Так спутником его некоторое время был апостол и евангелист Лука, возлюбленный врач.
И видим, что разность и в богословии того и другого апостола. Мы понимаем, что апостол Петр был хранителем отеческих преданий, той веры, которую мы наследуем, тех традиций, которые он воспринял из своего детства. Апостол Павел тоже знаток традиций своего народа, был изысканным знатоком Моисеева писания, постановлений всех. И зная больше других особенности этого богословия, закона Моисеева, он нашел в себе силы от него отказаться. ... опять же проповедь апостола Петра – проповедь среди иудео-христианской общины, а проповедь апостола Павла – среди язычников.
Он первый выходит на проповедь среди язычников и говорит, что Тот Бог, Которого, не зная, вы чтите, я проповедую вам. И вот начинается работа, начинается тяжело, потому что первая проповедь среди язычников апостола Павла была осмеяна и освистана, он был изгнан фактически из этого ареопага, где проповедовал впервые среди язычников. Но это только укрепило его в мысли, что это необходимо. И он начинает проповедовать и громко говорить, что христианин не эллин и не иудей, и всякий национализм Господу неприятен. Он первый понимает, что проповедь о Христе – это проповедь вселенская, проповедь, обращенная к каждому человеку.
Почему об этом каждому надо сегодня размышлять? Потому что мы видим, какие они разные люди. Причем мы понимаем, что апостол Петр в Священном Писании не скрывает, он сам многого не понимал в богословии апостола Павла и иногда даже позволял себе такие резкие слова в отношении этого богословия.
Но когда они вместе встретились на апостольском соборе 51-го года, они продемонстрировали свою удивительную любовь о Христе. О том, что во Христе все эти человеческие разности преодолеваются. И этому учит нас Господь.
Вот сегодняшняя память апостолов, она говорит нам о том, что нам необходимо учиться принимать человека таким, какой он есть, таким, каким его создал Господь. Не делить людей на приятных нам и неприятных, на тех, с которыми мы охотно общаемся и с любовью, и тех, которые нам трудны. Апостол Павел очень глубоко и просто сформулировал этот закон христианский: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов».
У каждого есть своя тягота, сложность в характере, какие-то трудности в общении – у каждого человека. Вот христианин призван преодолевать своей любовью немощи своего брата. «Насколько возможно от вас, имейте мир со всеми», – тоже знаменитые слова апостола Павла.
Вот дай Бог, чтобы эта память апостолов, где они в братских объятиях предстоят перед своим Господом и Учителем, научая нас беззаветной преданности и любви своему Господу и Учителю, научила и нас этим объятиям, чтобы мы, оставив все человеческое, умели в каждом нашем ближнем видеть Христа. Для того Христос Бог становится Человеком, чтобы взирать на нас человеческими глазами, для того, чтобы в каждых человеческих глазах мы научились видеть Христа. И тогда мы сможем не замечать те вещи, которые нас отталкивают, которые нам трудны, которые нас раздражают, может быть, а видеть в каждом человеке икону. Видеть того человека, ради которого Господь пришел умереть и пострадать.
И поэтому Апостольский пост, который мы сегодня завершаем этим днем и которым мы направляемся каждый на своем пути жизни для того, чтобы дальше быть в продолжении апостолата в нашей повседневной жизни, чтобы мы помнили, в чем заключалось апостольство апостолов – они знали Господа Бога, они пережили радость близости с Ним и они передавали радость другим людям. В этом их апостольство, в этом их проповедь. И к этому призван каждый человек – передать свою любовь к Господу.
Храни, Господь, вас всех, дорогие братья и сестры.