Престольный праздник Казанской иконы Божией Матери в с. Каменки
Сегодня, 4 ноября, в приписном храме Покровского Хотькова монастыря в с. Каменки в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы торжественно отметили престольный праздник.
За Богослужением молилась настоятельница монастыря Игумения Олимпиада с сестрами и прихожанами обители.
По окончании Божественной Литургии состоялся праздничный Крестный ход с молебным пением.
С пастырским словом к верующим обратился иеромонах Иоанн, в котором кратко рассказал об истории праздника, молитвенном заступничестве Матери Божией за Россию, а также о единстве между людьми.
Проповедь
Дорогие братья и сестры, сегодня Святая Церковь отмечает день празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы, вспоминает исторические события, связанные с избавлением от польских интервентов, польских оккупантов столицы нашей Родины - града Москвы.
Историю мы все знаем, но освобождение града Москвы от польских оккупантов началось с преподобного Сергия, Игумена Радонежского.
Дело в том, что было первое ополчение, которое намеревалось тоже освободить Москву, но потерпело неудачу. Почему потерпело неудачу? Потому что не было единства мыслей, единства духовного в этом воинстве, в этом ополчении. И еще не освободив Москву, участники этого ополчения уже мыслили, какой пост они займут при дворе, какой портфель, министерский или приказчицкий, им достанется. И Господь вот эти все намерения посрамил - первое ополчение получило поражение, не имело успеха.
Второе ополчение, по официальным данным, собрали Козьма Минин, староста нижегородский, и Дмитрий Пожарский, чей памятник установлен на Красной площади в г. Москве. Но Козьму Минина подвиг на собрание ополчения именно преподобный Сергий. Он ему трижды являлся во сне, чтобы тот собирал ополчение. А почему трижды приходилось преподобному Сергию являться? Потому что Козьма Минин - человек верующий, православный, он понимал, что верить снам нельзя. И вот когда уже третий раз явился преподобный Сергий и грозно ему сказал и предупредил, что если он не послушается, то будет такая болезнь его супруге, что может привести к смерти.
Человек этот был авторитетный в Нижнем Новгороде. "Хорошо, - говорит, - мы соберем людей. А кто будет военным начальником?" И преподобный Сергий указал на князя Дмитрия Пожарского, который участвовал в первом ополчении, был ранен и на покое находился в своем имении.
И вот Козьма Минин послал к Дмитрию Пожарскому и убедил его быть военным специалистом в этом ополчении. Перед тем, как освободить Москву, ополченцы наложили на себя строгий пост, участвовали в Таинствах церковных. И архиепископ Казанский тогда послал икону - часть ополчения шла с Казани, и сопровождала это ополчение Казанская икона Божией Матери. И вот по молитвам Пресвятой Богородицы, с помощью Божией благодати город Москва был освобожден от польских интервентов и отсюда уже началось освобождение всей Русской земли.
И вот, дорогие братья и сестры, сегодня, вспоминая это событие, этот праздник, и учитывая, что и светские власти государственные объявили этот день Днем народного единства, хочется сказать несколько слов о единстве.
Единство - это одно из свойств Лиц Святой Троицы. Мы с вами верим в Троицу Единосущную и Нераздельную. Во Святой Троице мы исповедуем едино Существо (Природу) и три Лица - Бог-Отец, Сын Божий и Бог-Дух Святый.
Все эти три Лица, или Личности, Они находятся во взаимном общении с одной стороны, Они, Каждая, имеют Свои особенности, Свои свойства, но Они Нераздельны, и у Них Едина воля, Едино действие. Лица Святой Троицы Едины, и причиной этого Единства является Любовь, которую проявляют Лица Святой Троицы по отношению друг к другу.
Но Любовь такое имеет свойство, что она не может замыкаться в самой себе. По этой причине Бог-Троица создал мир этот видимый и невидимый, по этой причине создал человека, которого сотворил по образу Божию. И это не значит, что у Бога есть голова, туловище, руки, ноги, - нет. Это значит то, что у человека есть то, что есть от Бога.
И это то, что есть в нас от Бога, является внутренним нашим человеком, которого мы называем "я" - это личность. Личность у каждого из нас есть. И вот личность каждого из нас, она должна подражать Богу в любви.
Когда личность замыкается сама в себе - это проявление эгоизма. И от этого идут всякие грехи, страсти и пороки.
И вот мы с вами это свойство Божественное должны проявлять вовне по отношению к нашим ближним.
В этом труде будут препятствия. Препятствия есть внутренние: наши страсти, пороки, грехи, которые мы должны стараться преодолевать. И внешние препятствия - это немощи и несовершенства наших ближних, с которыми мы сталкиваемся. И здесь мы должны их не преодолевать, а воспринимать и относиться со снисходительностью, с великодушием.
И если Единство в Лицах Святой Троицы существует по природе, то мы единство между собой должны осуществлять по благодати. Во-первых, это по благодати церковной. И когда мы с вами вместе участвуем в Таинствах церковных - исповедуемся, причащаемся, на службе молимся вместе соборно - в этом уже совершается в нас единство духовное.
И по благодати подвижнической - когда мы с вами стараемся бороться со своими страстями и когда великодушно относимся к немощам и несовершенствам наших ближних.
И тогда будет укрепляться единство и в семьях, и среди родственников, и во всем народе. Аминь.