Память святой Олимпиады
Сегодня празднуется память святой праведной диакониссы Олимпиады. В этот день Настоятельница монастыря Игумения Олимпиада отмечает день своего тезоименитства.
Божественную Литургию в Покровском соборе монастыря совершил Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архиепископ Сергиева Посада Феогност.
По окончании Богослужения Владыка зачитал поздравление Игумении Олимпиады с днем тезоименитства от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Из «Жития святой праведной диакониссы Олимпиады».
Родиной святой Олимпиады был Царьград. Отец ее, Анисий Секунд, был один из самых почтенных сенаторов, а мать Олимпиада, в честь которой и названа святая, была дочерью знаменитого епарха Евлавия, бывшего первым лицом после царя в царствование Константина Великого. Святую Олимпиаду, еще до совершеннолетия, родители обручили с благородным юношей, сыном епарха Невридия. Однако брак не состоялся, поскольку жених умер. Олимпиада не захотела выходить замуж за другого, но пожелала пребывать в девстве и целомудрии всю свою жизнь.
По смерти своих родителей Олимпиада осталась наследницей бесчисленного имения. Все его она посвятила Богу и стала раздавать щедрую милостыню нуждающимся: церквам, монастырям, пустынножителям, больницам, приютам для убогих и странников, сиротам и вдовам, и впавшим в нищету; посылала она и заключенным в тюрьмах, и сосланным в заточение.
В то время царствовал император Феодосий Великий (с 379 по 395 гг.), он хотел выдать святую Олимпиаду замуж за своего родственника. Но, несмотря на гнев царя, святая дева отказалась и послала ему такой ответ: «Государь! Если бы Бог хотел, чтобы я была замужем, то не взял бы у меня моего первого мужа. Но так как Он знал, что не на пользу мне быть замужем, то освободил мужа от совместной жизни со мною, а меня избавил от тяжелого ига мужней власти и Свое благое иго положил на мои помыслы».
Разгневанный император приказал начальнику города отнять у нее все имение и хранить его, пока святой Олимпиаде не исполнится 30 лет. Однако святая, несмотря на притеснения со стороны начальника, радовалась и через несколько времени написала письмо императору со словами благодарности за то, что он освободил ее от забот о земных богатствах и от суетной славы, поскольку ей самой не нужно теперь их раздавать.
Царь же был наслышан о ее богоугодной жизни и решил позволить ей опять владеть своим имением. Воздержание святой девы было действительно великим: она постоянно молилась и постилась, всячески умерщвляя свое тело и порабощая его духу, совсем не ела мяса, не ходила в баню; и если нужда заставляла ее принять ванну, то она, по стыду и целомудрию, делала это не снимая рубашки.
Добродетелям святой Олимпиады удивлялись и святители, и она была взята на служение Церкви – Святейший Патриарх Нектарий (с 381 по 397 гг.) назначил ее диакониссой. Обязанности диаконисс заключались в следующем: они приготовляли женщин к крещению, помогали священникам при самом крещении, исполняли различные поручения епископа касательно женщин, наблюдали за благочинием в храме среди женщин и детей.
Жизнь блаженной Олимпиады была настолько беспорочна, что даже враги не могли найти в ней чего-либо, заслуживающего порицания. Враждовавшие со святителем Иоанном Златоустом, ставшим Патриархом (с 397 по 404 гг.) после Нектария, также относились и к этой неповинной рабе Христовой. И из них более всего Феофил, Патриарх Александрийский: он гневался на нее за то, что она приняла изгнанных им из египетской пустыни честных иноков, когда они явились в Царьград, и кормила Христа ради. Прежде и сам Феофил пользовался ее гостеприимством, а впоследствии старался обесславить ее несправедливыми обвинениями, но никто не верил его злобной лжи и клеветам. Она давала пристанище всем: от нищим и больных до великих святителей, приезжавших в Царьград по делам. Не только святым и добродетельным людям она делала добро, но и крамольникам и врагам. Блаженная Олимпиада была незлобива и всю себя отдала Богу. Ее уважал и любил святитель Иоанн Златоуст, опекая как свою духовную дочь, и она ему много послужила.
Когда ни в чем неповинного святого Иоанна Златоуста несправедливо свергли с патриаршего престола, Олимпиада и другие диакониссы горько плакали. Выходя в последний раз из церкви, святитель Иоанн вошел в крестильню попрощаться с диакониссами и дать им последнее наставление: «Подите сюда, дети мои, и послушайте меня. Что против меня ведется, вижу я, подходит к концу. Я свое дело сделал и думаю, едва ли вы еще увидите меня. Поэтому прошу вас, не оставляйте Церкви из-за епископа, которого поставят на мое место… но повинуйтесь ему, как повиновались Иоанну: Церковь не может быть без епископа. И так да будет с вами милость Божия, поминайте меня в своих молитвах!»
Они в слезах упали ниц пред ним, и святой отправился в путь к месту своего заточения.
После его изгнания загорелась соборная церковь и немалая часть города. Святая Олимпиада и все сторонники святителя Иоанна Златоуста были невинно подозреваемы в поджоге и жестоко допрашивались. Начальник города присудил святой Олимпиаде уплатить большое количество золота. После этого святая отправилась в Кизик, но враги не оставили ее в покое, осудили на изгнание и заточили в Никомидии (в 405 г.). Узнав об этом, святой Иоанн Златоуст написал ей из своего заточения послание, утешая в скорби (до нас дошли 17 его писем к прав. Олимпиаде). Пробыв долгое время в заточении и претерпев много горя, блаженная преставилась ко Господу около 409 г. 7 августа (по н. ст.). После кончины, когда ее честное тело не было еще погребено, святая явилась во сне епископу Никомидийскому и сказала: «Положи мое тело в деревянный ковчег и брось в море; куда выбросит его на берег волнами, там и пусть будет оно погребено».
Епископ так и сделал. Ковчег выбросило волнами на сушу в местности близ Царьграда, называемой Врохти, где была церковь святого Апостола Фомы. Местным жителям было возвещено от Бога о теле святой Олимпиады, они нашли ковчег и положили его в церкви. От него стали подаваться исцеления от всяких болезней. По прошествии почти 200 лет церковь была сожжена варварами, сгорел и ковчег, но святые мощи остались невредимы и были брошены в море. Вода в этом месте сделалась кровавой. Верные снова взяли из моря чудотворные мощи праведной Олимпиады. Патриарх Цареградский Сергий (с 610 по 638 гг.) приказал принести их с честью в Царьград. Когда святые мощи подняли, множество крови истекло из них: все дивились, как через 200 лет течет кровь из сухих костей, словно из живого тела. Так святые и чудотворные мощи были перенесены в царствующий город и положены в девичьем монастыре, который основала святая Олимпиада.
Святая праведная Олимпиадо, моли Бога о нас!