Память святителя Димитрия Ростовского
Сегодня Православная Церковь празднует память святителя Димитрия, Митрополита Ростовского, наиболее известного как составителя «Житий святых» (или Четий-Миней). Это подвижническое дело всей его жизни увековечило память святителя в истории Церкви и Отечества и стало жемчужиной духовной литературы.
Святитель Димитрий, в миру Даниил, родился в декабре 1651 года, в местечке Макарове, находящемся в сорока верстах от города Киева, в семье казака Саввы Григорьевича Туптало. Он и супруга его, Мария Михайловна, были благочестивые люди и проводили добрую христианскую жизнь. Начальное образование Даниил получил дома. С 11 лет Даниил был отдан родителями в Киевское Братское училище, в котором он проучился всего 3 года. Но за это время успел основательно ознакомиться с грамматикой греческого, латинского и славянского языков, получить понятие о риторике (искусство говорить речи) и пиитике (искусство стихосложения), превзошел в этом всех своих сверстников. С отроческих лет питая склонность к иноческой жизни, Даниил, вскоре по выходе из училища, оставил мир этот со всеми его благами. Испросив благословение своих родителей, на восемнадцатом году своей жизни он принял монашество в Кирилловском монастыре с именем Димитрий.
В 1675 г. инок Димитрий был рукоположен в иеромонахи. Основное время он уделял самообразованию и научным занятиям: много читал, сочинял сам и переписывал по поручению настоятеля книги. Рано обнаружился проповеднический талант свт. Димитрия, он стал известен своим живым словом по всем окрестным местам. Многие обители приглашали к себе свт. Димитрия в качестве проповедника, и последующие годы он поводит в разъездах, проповедуя Слово Божие в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. С 1679 г. свт. Димитрий получает многочисленные приглашения с просьбами стать настоятелем различных монастырей. В 1701 г. указом Петра I свт. Димитрий возведен в сан митрополита, а в 1702 г. назначен на святительскую кафедру в г. Ростов Великий.
Но главным трудом всей его жизни было составление Четьи-Миней («Житий святых») за весь год, работа над которым продолжалась в течение 20 лет. Зная святителя Димитрия и высоко ценя его высокую духовную настроенность, образованность, склонность к уединению и несомненное литературное дарование, Собор Киево-Печерских лаврских старцев поручает ему выполнить этот подвижнический, грандиозный по своим масштабам труд. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать жизнеописания всех святых, живших за 17 веков христианства, проанализировать множество разрозненных источников и изложить всё это языком достойным и одновременно живым и доступным для всех верующих. Святые, жизнь которых описывал свт. Димитрий, сами помогали ему, являясь во сне, укрепляя и указывая, как правильно изложить их подвиги, о чём свидетельствует святитель в своем дневнике.
Четьи-Минеи (Жития святых до XVII века), составленные свт. Димитрием Ростовским. Издание Киево-Печерской Лавры. Киев, 1714 год
О свт. Димитрии современники говорят как о человеке высокой христианской души, исполненном любви к ближнему и глубочайшим смирением: был бодрым молитвенником и постником, к подчиненным милостив, к несчастным сострадателен. Приходивших к нему в келию не отпускал без назидания и благословения малыми иконами и все свои небольшие доходы употреблял на добрые дела, промышлял о вдовах и сиротах. Часто при раздаче милостыни ничего не оставалось у него самого для своих личных нужд. Полнейшая нестяжательность свт. Димитрия проявлялась и в том, что он, как архиерей, не имел даже своих собственных лошадей для передвижения, а по кончине у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.
Преставился свт. Димитрий 10 ноября (28 октября по ст. ст.) 1709 г. В 1752 г. были обретены нетленными его святые мощи.
Великий подвижник, собиравший в течение жизни жития святых, после кончины своей и сам был вписан в Четьи-Минеи последующих выпусков – 4 октября н. ст. (день обретения мощей) и 10 ноября н. ст. (день кончины). А его книги, 12 томов Миней (по числу месяцев), проповеди и другие произведения переизданы и в наши дни и снова находят своего читателя.
"Благодарственное страстей Христовых воспоминание...", написанное свт. Димитрием Ростовским
Из пастырской жизни свт. Димитрия
Народ его обширной паствы был сильно встревожен повелением Петра I о брадобритии, потому что они почитали лишение бороды за искажение образа Божия. Святитель сам рассказывал, как однажды, при выходе из собора после литургии, два нестарых человека остановили его с вопросом: как повелит им поступить, потому что они предпочитают положить лучше головы свои на плаху для отсечения, нежели бороды. Не приготовленный к ответу свт. Димитрий спросил только у них: «Что отрастет? Голова ли отсеченная или борода?» — на их ответ: «Борода»,— сказал им в свою очередь: «Итак лучше нам не щадить бороды, которая столько же раз отрастет, сколько ее будут брить; голова же отсеченная — только в воскресение мертвых». После такого вразумления увещевал он и сопровождавших его граждан покоряться во всем предержащей власти, по слову апостольскому, и не в зримом, внешнем образе, разуметь подобие Божие. Впоследствии написал он по этому предмету целое рассуждение, которое было неоднократно печатано по воле государя; это был первый опыт состязания его с раскольниками, ему неизвестными до пришествия из Малороссии.
Из поучений свт. Димитрия
Желая исцелить и очистить душу нашу от греха, Господь часто попущает здесь на нас различные скорби и печали, дабы, очистившись, как золото в горниле, явились мы светлыми и чтобы, утешенные здесь в скорбных обстоятельствах, мы всегда усердно прибегали к Нему, ища Его помощи. Ко Господу, внегда скорбити ми, воззвах, и услыша мя (Пс.119). Умножишася немощи их, по сих ускориша, говорит пророк (Пс.15). В скорби мы чаще прибегаем к Богу, а в радости забываем Его. Бог же, как Премудрый Врач, различно исцеляя нас, употребляет над нами то и другое: если не благодарим Его в радостных и приятных обстоятельствах, попущает на нас скорбные, да будем благоразумны и искусны в том и другом отношении.
Не гоняйся за многим и будь за малое благодарен. Ибо все гонятся за многим, все ищут многого, все обо всем заботятся, но и, малейшее все оставивши, ничего отсюда взять с собою не могут. Лучше иметь малое с благодарностью, чем безумно гоняться за большим: лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа, говорит пророк (Пс.36). Ибо все, что здесь соберешь и что приобретешь, останется на земле, а ты, оставивши все, сам ляжешь в гроб и с обнаженною душою пойдешь туда.
Не будь малодушен и нетерпелив, желая, чтобы все моментально делалось по твоей воле. Но благодушно молись Богу и жди, предоставляя все воле Божией. Ожидай долготерпеливо, не усиливайся, чтобы все твои желания исполнялись, ибо не всякое твое желание хорошо и не все предположения полезны. Но что согласно с волею Божиею, то можешь испытать при долговременном ожидании и усиленной молитве к Богу. Что будет согласно с волею Божиею, то даст тебе и поспешит, а если не согласно, тому воспрепятствует и оставит без исполнения имиже весть судьбами (для твоей же пользы). Ты же, даст или не даст, все принимай с благодарностию, в кротости сердца.
Будем и мы обращаться за помощью и вразумлением к святому угоднику, взывая:
Святителю отче Димитрие, моли Бога о нас!