Освящение храма в честь Рождества Иоанна Предтечи
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил освящение Великим чином надвратного храма в честь Рождества Иоанна Предтечи. После освящения была отслужена Божественная Литургия. Затем Владыка Феогност обратился к присутствующим с пастырским словом:
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Апостол, который читается на освящении храма, заканчивается словами: “Всякое строение от некоего, а всяческая же сотвори Господь.” Сегодня уже не стоит перед человеком и перед человечеством выбор: верить или не верить? Все верят, вот разве только сумасшедшие говорят, что нет Бога, – Бог есть. Но каждый говорит: у каждого свой бог. И мы живем церковной традицией и верим во Христа Распятого и Христа Воскресшего, живем традицией православной, живем канонами и молитвами Преподобных и Богоносных отец наших.
Господь дал нам свободу, и каждый из нас каждый день выбирает: между добром и злом, правдой и неправдой, между деятельностью и бездеятельностью. Каждый день мы выбираем, выбираем в том числе и образ жизни, и свое отношение к жизни. И не зря очень давно кто-то сказал: ищите диавола в мелочах. То есть в целом всё может быть хорошо, всё правильно: постно, благочестиво. Но какая-то мелочь показывает, что всё не так свято и не так благочестиво, как кажется нам, как нам хотят показать. Но и очень важно определить, для себя: а что же самое главное для нас? Что же мы должны увидеть в себе и как мы должны жить? А должны мы помнить прежде всего об одном: что нет страшнее греха, чем гордость, ибо гордость – она подмешивается даже в добрые дела. Человек поститься, а гордыня его надмевает, человек молится, а гордыня его надмевает, человек на службу ходит, а его гордыня надмевает. Помните молитву, если это только можно назвать молитвой, фарисея: «Господи, молитву Тебе воздаю, яко несмь, якоже процыи человецы» и далее он перечисляет, какие они плохие, все эти люди, и какой он хороший.
Так вот, гордость наступает тогда, когда мы осуждаем ближнего. Вот как только в нашем сердце появляется осуждение ближнего – это уже подготовка к тому, чтобы донести до нас мысль: но я не такой, как прочие люди, я же лучше их; ну, конечно, я грешный, но не такой плохой. Вот потому мы должны быть очень внимательными к себе. И осуждать нельзя не потому только, что те, кто осуждают, тяжко согрешают, – нет, не только поэтому. Осуждать нельзя потому, что осуждение – это подготовка диаволом нашего сердца к гордыне. «Они грешные, они плохие, они пьяницы, развратницы, прелюбодеи. Я, конечно, тоже грешен, но они хуже меня». И здесь выступает такой тонкий-тонкий переход от осуждения к самовозвеличению. А возвеличиться можно, чем угодно: кто-то величается богатством, кто-то славой, кто-то благочестием, кто-то своим голосом, кто-то какими-то своими дарами, очень даже благочестивые. Но как только начинается возвеличивание себя, как тут же подступает: а они грешные. Так что нужно запомнить: вот такая раскачка идет – диавол нас раскачивает – сначала осуждаем, потом гордимся; гордимся, а потом осуждаем. А если мы гордимся и осуждаем, то не может нам быть благодати Божией.
Господь по неизреченному Своему человеколюбию терпит нас, но просит нас и ждет от нас только одного – нашего покаяния и нашей жизни покаянной. А признак покаянной жизни – это когда мы не превозносим себя и не осуждаем других».