О празднике Светлой Пасхи рассказывают материалы Президентской библиотеки
О празднике Светлой Пасхи рассказывают материалы Президентской библиотеки
«Величайшее и самое знаменательное событие в истории вселенной от начала мира – есть светлое и спасительное Христово Воскресенье, – пишет богослов Евстафий Воронец в журнальном обзоре «Воскресение Христово в современных иконописных изображениях» (1889), представленном на портале Президентской библиотеки. – В нём полнейшим и торжественнейшим образом выразилась победа жизни над смертию, добра над злом; в нём ярко светятся во всём своём блеске Божия свойства: Всемогущества, Правды, Милости и Любви».
Светлое Воскресение Христово – Пасху – все православные христиане отмечают в этом году 2 мая. Президентская библиотека на своём портале знакомит читателей с многочисленными раритетными материалами, посвящёнными пасхальным торжествам.
…Иисус, как свидетельствуют источники, внешне был обычным человеком. В издании «Двунадесятые праздники Православной церкви или Цветник церковного сада» (1892) цитируется письмо Публия Лентула, бывшего во времена Октавия Августа проконсулом (сенатором) Иудеи. В этом древнейшем документе говорится: «Вот точный перевод этого письма, посланнаго проконсулом Римскому Сенату в то время, когда Христу было около двадцати пяти лет: „В настоящее время явился человек – Он и теперь жив – с высокими качествами, называющий Себя Иисусом Христом. Народ говорит, что Он могущественный по своим деяниям пророк; ученики именуют Его Сыном Божиим. Он воскрешает мертвых и исцеляет от всякия болезни и расслабления. Этот человек высокаго роста и строен. ...Те, которые взирают на Него, не в состоянии не любить Его и вместе не бояться. Его русые волосы опускаются гладкими до низа ушей и оттуда падают волнистыми локонами на самыя плечи… <…> Взгляд имеет приятный и открытый. <…> Глаза голубые и чрезвычайно живые. <…> Его никогда не видали смеющимся, но видали плачущим. <…> Речь Его важная и плавная, но говорит Он вообще мало. Наконец, видевши Его, нельзя не признаться, что это один из красивейших мужчин“».
Греческий историк XIV века Никифор Каллист, в свою очередь, подтверждал, что лицо Спасителя «было замечательно красотою и выразительностью. <…> Он походил во всём на Свою Божественную и Непорочную Матерь…».
Говоря о неоспоримой Божественности Спасителя, иеромонах Московского Донского монастыря и будущий церковный иерарх Арсений (Жадановский) в издании «Божественное достоинство лица Иисуса Христа» (1905) пишет: «Спаситель был окружён со всех сторон врагами, и притом такими, в кругах которых находилась почти вся общественная власть; Его Самого ожидала крестная смерть: это он предвидел; Его учение прямо было противно мудрости и нравам современников Его… У Него было только двенадцать учеников, которых, по его же предсказанию, ожидали всеобщая ненависть, преследования и мученическая смерть… Как же возможно было, несмотря на всё это, утверждать с решительностию, что Евангелие распространится во всём мире, и что последователи Евангелия составят собою такое общество, которое пребудет непоколебимым до конца века? <…> Из этих выше представленных доказательств видно, что Иисус Христос-Искупитель есть истинный Бог и истинный человек, кроме греха; что Он творил великия чудеса; что Он был распят на кресте, был погребён и положен во гробе; что Он воскрес из мёртвых, вознёсся на небо…»
В книге «Страстная седмица: (Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда, Великий четверток, Великий пяток, Великая суббота) и Пасха» читаем: «Первую весть о воскресении услышали от ангела, сидящаго у гроба Господня, св. жёны мироносицы. Явление ангела, отвалившаго камень от дверей гроба, сопровождалось землетрясением, от котораго страшно испугались воины, бывшие на страже, бежали от гроба и были невольными свидетелями воскресения Иисуса Христа пред врагами Его».
«Сообразно с воспоминаемым в этот праздник событием воскресения Христова, наименование Пасха в Церкви христианской получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу», – трактует происхождение названия праздника упомянутое издание.
Празднование Христова Воскресения продолжается, согласно церковному уставу, до 40 дней; во всё это время каждое Богослужение начинается пением «Христос воскресе»... «В продолжении 40 дней после воскресения Своего Господь являлся ученикам и беседовал с ними о царствии небесном…» «Господь наш Иисус Христос совершил дело спасения нашего – умер и воскрес: и вот опять идёт к Отцу Своему на небо; Он всегда был с Отцом Своим по Божеству Своему, но теперь возносится с телом, котором принял от Пресвятой Девы Марии», – пишет протоиерей Василий Никольский в книге «Двунадесятые праздники Православной церкви или Цветник церковного сада» – <…> Возьмем правило – чаще возноситься умом и сердцем к небу… На небо, как на свою родину… туда, где Господь обещал упокоить всех труждающихся и обременённых… То правда, что тяжело на земле жить человеку: невзгоды житейския отовсюду, – болезни, потери… собственныя свои падения… Но тут-то, опечаленный, и вспоминай твоего Спасителя Христа Господа, Который, до вознесения Своего на небо, Сам шёл путём огорчений, путём крестным…»