Начало Рождественского поста

28 ноября 2012 года

В день памяти прп. Паисия Величковского начинается подготовка к празднованию Рождества Господа нашего Иисуса Христа – начинается время Рождественского поста. «Больше, чем за месяц призывает Церковь чад своих приготовиться достойно встретить грядущего с небес Царя славы. Когда готовятся к встрече земных царей, очищаются все места, по которым должен будет проехать царь, и приводятся в вид праздничный. Так и мы, готовясь к встрече Царя Небесного, должны очистить наши души и украсить добрыми чувствами и мыслями» (свт. Иоанн Шанхайский).

 

                                            

 Прп. Паисий Величковский                                                                                                     Свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский

Пост необходимо совершать с рассуждением. Прп. Паисий Величковский писал: «Умеренному подвигу нет цены. Ибо некоторые и великие отцы мерою принимали пищу и во всем имели меру - в подвигах, в потребностях телесных и в келейных принадлежностях, и все в свое время и каждую вещь употребляли по определенному умеренному уставу. Поэтому святые отцы не повелевают начинать поститься выше сил и себя приводить в ослабление. Возьми себе за правило кушать на всяк день, так можно тверже воздержаться; если же кто более постится, тот как удержится потом от пресыщения и объядения? Никак. Такое неумеренное начинание происходит или от тщеславия, или от безразсудности; тогда как воздержание - одна из добродетелей, способствующая к обузданию плоти; алчба и жажда даны человеку на очищение тела, сохранению от скверных помышлений и блудной похоти... Только покушавши, должно быть алчным немного, чтобы тело было и покорно духу, и к трудам способно, и к умным движениям чувствительно, и телесные страсти победятся; пост не может умертвить так телесных страстей, как умертвляет скудная пища. Некоторые по временем постятся, а потом предаются сладким кушаньям; ибо многие начинают пост свыше своей силы и другие суровые подвиги, а потом ослабевают от неумеренности и неровности, и ищут сладких кушаний и покоя для укрепления тела, так поступать тоже значить, что созидать, а потом опять разорять…».

Дни Рождественского поста (или Филиппова поста) – это не только время очищения, но это и время ожидания праздника. Нет в мире более нарядного и доброго праздника, после Пасхи, как Рождество Христово. Ожидание его сопряжено с предвкушением ночного Рождественского богослужения, полного возвышенных и таинственных впечатлений, радости о Рождении в мир и для спасения мира Младенца Христа.

Этому замечательному празднику, пожалуй, единственному в такой мере, всегда сопутствует приготовление подарков для своих близких, украшение новогодней елки, ставшей рождественским деревом на Руси, – и оттого праздник Рождества Христова становится теплым домашним праздником и Рожденный Младенец Христос входит в каждый дом и освящает его Своим Божественным светом.

И чтобы праздник был поистине светлым и радостным, нужно нам, по слову свт. Иоанна, «соблюдать установленный Церковью пост, с помощью которого сдерживаем мы свои страсти, воздерживаясь как от недозволенной постом пищи, так и от увеселений». Ни в коем случае не должны мы нарушать поста и тогда, когда уже кто-то отмечает Новый год. «Нельзя одновременно и готовиться к настоящему празднованию, и веселиться по-светски, попирая предания и уставы Церкви!..

Постараемся подготовиться к тому Дню, когда раздастся «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мiрови свет разума» и тогда ощутим радость Рождественскую, душа наша прикоснется Вифлеему и сердце наше духовно приимет в себя Христа».