Евхаристия в письмах и трудах преподобного Амвросия Оптинского
ОСНОВА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА: ЕВХАРИСТИЯ
В ПИСЬМАХ И ТРУДАХ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО
Из духовного наследия одного из величайших подвижников XIX века — преподобного Амвросия (Гренкова, 1812-1891).
…Участие в церковных таинствах — это основа духовной жизни христианина. Особенную роль в своих поучениях преподобный Амвросий отводил Покаянию и Причащению Святых Христовых Таин. Покаяние, как мы уже неоднократно видели, является подготовительным актом (если здесь применимы такие термины) к Принятию Святых Даров. Преподобный Амвросий обличал некоторых христиан в неискреннем покаянии, которое является не духовным врачевством, но грехом: «Есть и такие христиане, которые приносят покаяние, но не все высказывают на исповеди, а некоторые грехи скрывают и утаивают стыда ради. Таковые, по слову апостольскому, недостойно причащаются Святых Таин, а за недостойное Причащение подвергаются различным немощам и болезням, а не мало и умирают...».
Покаяние преподобный Амвросий сравнивает со смирением: «Главная сила покаяния состоит в смирении, которое, как и всякая добродетель, имеет свои степени. Блажен, кто обретается хоть на какой-нибудь из степеней треблаженного смирения, которое во всяком неприятном и скорбном случае более себя винит, что оно не умело поступить, как бы следовало, а потому и пребывает всегда более спокойно. Мнимая же правость наполняет душу смущением, весьма вредным на пути благочестия». Смирение — одна из главных христианских добродетелей, истинное смирение и есть полное отвержение своей воли, подчинение себя духовнику, исполнение заповедей Божиих. Можно провести и такое сравнение: преподобный Амвросий называет смирение главной силой покаяния, то есть осознание своей немощи, греховности пред Богом, но также это и смирение пред Его величием, смирение человека перед Святыми Тайнами, которых мы удостаиваемся, несмотря на нашу греховность, все это дает нам Господь по Своему великому человеколюбию и нашему смирению. Не раскаявшийся человек, также как и не имеющий смирения, не должен причащаться, чтобы не согрешить против Господа, чтобы Причащение не было во вред для такого человека. Поэтому сначала необходимо очистить себя покаянием.
Достаточно важным считает преподобный Амвросий, как и Георгий Затворник, душеполезное чтение накануне Причащения: «Перед Причастием читать святого Ефрема Сирина о покаянии» и «нужно более читать книги в этот день (то есть накануне Причащения), особенно Новый Завет, послание к Ефесянам и Апокалипсис».
Особенно проникновенно рассуждает преподобный Амвросий о Причащении, когда объясняет Псалом 22: «Уготовал ecu предо мною трапезу, сопротив стужающим мне... и чаша Твоя упоявающи мя яко державна. Слова сии прямо указывают на таинство Святого Причащения. Ежели мы с верою неосужденно причащаемся Таинства Тела и Крови Христовых, то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и праздны. Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступаем к Таинству сему, во-первых — с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твердою решимостью не возвращаться к оным, а во-вторых, если приступаем без памятозлобия, примиряясь в сердце со всеми, опечалившими нас». Вся мысль преподобного Амвросия сводится к тому, что человек, в первую очередь, должен как следует очистить себя, чтобы в Тело и Кровь Христовы действительно исцелили его греховные раны, чтобы человек мог достойно противостоять искушениям. Без этого невозможно наше спасение.
Также преподобный Амвросий учит нас благоговейному соблюдению в себе Святых Даров: «После Приобщения надо просить Господа, чтобы Дар сохранить достойно, и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть на прежние грехи». Мысль преподобного такова, что мало только Причаститься, но нужно еще и сохранить в себе это Причастие (подобную мысль мы встречаем и у святого праведного Иоанна Кронштадтского). Только тогда Святые Дары будут нам во оставление грехов и жизнь вечную. Человек принимает Христа, но сможет ли он остаться с Господом до конца, сможем ли мы перебороть себя, чтобы, однажды отказавшись от греха и порока, уже более не возвращаться к этому. С подобной мыслью идет на Исповедь и к Святой Чаше каждый из нас, но по своей немощи мы вновь и вновь падаем, однако если мы не будем проявлять ни малейшего стремления никогда больше не возвращаться назад, то, упав в очередной раз, можно навсегда остаться внизу. Грех может овладеть нами настолько, что очень трудно будет перебороть себя и раскаяться. Но чтобы этого не произошло, мы должны следовать советам святых отцов, поэтому очень большую пользу могут принести духовные наставления таких подвижников, как преподобный Амвросий Оптинский.
Алексей Помогов
Источник: сайт Московской Сретенской Духовной Академии