Архиерейское служение в монастыре
В день памяти св. ап. Иоанна Богослова в Никольском соборе обители Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Божественную Литургию в сослужении духовенства монастыря. По окончании Богослужения Владыка обратился к народу с пастырским словом:
«Христос Воскресе!
Прп. Антоний Великий однажды увидел, что весь мир опутан сетями вражиими. И он настолько ужаснулся и вопросил: «Господи, кто же может избежать сих сетей?» И ему был ответ: «Смиренномудр».
Смиренномудрие – это великая таина. И прежде всего оно заключается в неосуждении. Евангелие от Иоанна Богослова заканчивается историей, когда Господь наш Иисус Христос трижды вопрошает ап. Петра: «Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих?» На что Петр отвечал: «Ты веси, Господи, яко люблю Тя». И Господь сказал ему: «Паси агнцы Моя». И когда Петр увидел Иоанна Богослова, ближе находящегося ко Христу, то он вопросил: «Господи, сей же что?» И в ответ на это Господь сказал: «Что тебе? Ты по Мне гряди».
И эти слова относятся к каждому из нас. У каждого из нас есть кто-то, кого мы осуждаем, кому мы завидуем. И вот Господь обращается к каждому из нас: «Что тебе? Ты по Мне гряди». Его грех, он тебя не остановит на пути в Царствие Божие. Его святость, она не поможет тебе приблизиться к Царствию Божию. Только ты, твои молитвы помогут тебе прийти в Обители вечные.
И потому в Евангелии краткие, но очень емкие слова, в которых заключены основы пути нашего спасения. «Что тебе? Ты по Мне гряди».
Именно смиренномудр может избежать сетей вражиих. Ибо тогда, когда мы не осуждаем, каждый из нас занимается своим делом, делает свою работу, печется о своем спасении, тогда, по словам прп. Серафима Саровского, мы воистину воплощаем на деле: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Потому смирение и неосуждение есть величайший дар. И наоборот осуждение и гордыня не просто не позволительны, есть не просто проклятие, а это те грехи, которые закрывают для нас благодать Духа Святаго, закрывают для нас вход в Царствие Божие.
Потому будем благодарить Бога за всё, благодарить и трудиться над исправлением своим, трудиться и творить то дело, которое каждому из нас Господь поручил. И не будем осуждать тех, кто что-то делает не так, что-то делает неправильно, – это их труды. И Господь им поможет. Мы же должны делать свое послушание правильно и честно. И тогда мы наследуем благословение Божие и вечные Обители спасения.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!».
Сегодня Православная Церковь отмечает праздник, посвященный исхождению целебного праха от гробницы св. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Эфесе. Об этом явлении упоминают византийские и латинские источники. По свидетельству Минология Василия II и Синаксария Константинопольской Церкви, жители Эфеса получали этот прах, называемый ими «манна», и использовали «во здравие душ и телес». В ряде византийских календарей праздник исхождения праха именовался «розовник», по одной из гипотез, потому, что это вещество было розового цвета, по другой – из-за того, что во время празднования храм украшался розами.
О празднике упоминает русский паломник игумен Даниил (1107 г.). Он называет это вещество «персть» и сообщает, что там же, при гробнице, хранился плащ ап. Иоанна Богослова.
Православная энциклопедия. Том XXIII. – М.: Церковно-Научный центр «Православная энциклопедия», 2010 г.