Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност в обители
Сегодня, в день памяти сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, и прп. Дионисия Радонежского, Покровский Хотьков монастырь вновь встречал Архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста. По окончании Божественной Литургии Владыка обратился с проповедью к молящимся:
«Христос Воскресе!
“В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится”. Эти слова сказаны о всех тех верных рабах Божиих, кто свидетельствует словом Христовой истины. Сегодня Православная Церковь молитвенно и торжественно вспоминает священномученика Патриарха Московского и всея Руси Ермогена. Патриарх, который засвидетельствовал свою верность Церкви Христовой, Православию, Родине своей, Отечеству “даже до смерти”. Свидетели, т.е. мученики, есть те краеугольные камни Церкви Христовой, на которых эта Церковь и зиждется. Патриарх Ермоген жил в Смутное время. Смутное время – это такое время, когда нет ориентиров, они растворяются, и люди теряются и не знают, куда им идти и что делать. И вот такие люди, свидетели, как Патриарх Ермоген, архимандрит Дионисий, – они были теми столпами и маяками, которые давали и показывали ориентир, куда нам нужно идти, что нам нужно делать и что нам нужно говорить.
Но это сказано не только им и не только для них, это относится к каждому из нас. Ибо заповедь Господня ясна и непреложна: “Кто исповедует Меня пред человеками, того и Я исповедую пред Отцом Моим Небесным, а кто отвержется Меня пред человеками, того и Я отвергнусь пред Отцом Моим Небесным”. Свидетельствовать. И нам совсем необязательно и даже не нужно ждать того времени, когда нас будут мучить, призывать к свидетельству. Мы сегодня должны свидетельствовать свое Православие и свою веру в Христа Иисуса.
Но как? А Господь дал нам ответ на этот вопрос: “По тому узнают, что вы Мои ученики, что будет любовь между вами”. И вот если сегодня мы называемся православными христианами, но не имеем любви между собой, враждуем, сплетничаем, злословим и ненавидим друг друга, значит, мы не во Христе и не со Христом. И значит, всё наше внешнее христианское Православие ложно и лицемерно, ибо исповедание Христа есть не что иное, как исповедание по жизни Его заповедей. И когда мы так живем, значит, мы действительно со Христом и в сем веке, и в будущем. И значит, мы свидетельствуем о Христе, ибо нет той больше любви, кто душу свою положит за други своя.
Наше несчастье наступает тогда, когда все наше сознание заполняет наше “я”, когда мы ни о чем не думаем, как только о себе. Наше “я”, несчастья, мои проблемы – они заполняют все мое сознание: и это уже отступление и даже отречение от Христа, и это путь к погибели. И наоборот, в сознании своем нужно нести боль ближних: им труднее, им тяжелее, чем мне, им гораздо более сложно, чем мне, у них больше боли и трудов. И когда наше сознание заполняет боль ближних, тогда мы живем во Христе и тогда мы живем со Христом. И так всё в жизни просто, и так всё ясно, но эта ясность так не доступна для нас. И нам гораздо проще пройти пешком до Иерусалима, носить вериги, не вкушать ничего целыми днями, чем полюбить ближнего. И не просто полюбить, а осознать, что его боль – это моя боль. И Церковь Христова – это тело Христово. И когда страждет один, то все тело страждет. И плохо ему – значит, плохо мне. Вот это и есть Церковь Христова, единая, сильная и непобедимая.
А когда мы читаем слова Христа: “Когда приду на землю второй раз, едва ли веру обрящу”. То есть будет внешнее соблюдение канонов, будет внешнее благочестие – возможно. Но не будет главного – не будет любви Христовой. А ведь Господь нас ради, человек, и нашего ради спасения страшные страсти, и Животворящий Крест, и вольное погребение Плоти изволивый – ради нас. И нас призывает к тому же, чтобы мы отвергались себя ради ближних своих. Чтобы мы видели боль окружающих с тем, чтобы меньше в нашем сознании было наших проблем, чтобы мы меньше думали и помнили о себе, а помнили о ближних, о тех, кто рядом с нами. И в этом сила Церкви Христовой, в этом есть могущество наше. Ибо когда так мы живем, Господь посылает нам Духа Своего Святаго. А с этим Духом мы непобедимы.
Потому так Церковь нам и напоминает о своих святых: и о Патриархе Ермогене, и об архимандрите Дионисии – о свидетельстве. И свидетельстве каждый день, на всякое время и на всяком месте о Христе Иисусе, Господе нашем. И ради ближних наших. И да поможет нам Господь осознать эту новую истину, эту простую истину: “Заповедь новую даю вам – да любите друг друга, якоже и Аз возлюбих вы”.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»