Архиепископ Сергиева Посада Феогност в монастырском скиту Горошково

12 июня 2012 года

Состоялось Архиерейское Богослужение в монастырском скиту Горошково, которое совершил Архиепископ Сергиева Посада Феогност. Божественная Литургия прошла в Покровском храме скита. Сегодня исполнилось 40 дней со дня преставления монахини Евфросинии (Прошкиной). Владыка Феогност также отслужил литию, молясь о упокоении новопреставленной.

После причащения Святых Христовых Таин Владыка сказал слово к насельницам скита и прихожанам о покаянии, которое необходимо совершать всю жизнь.

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы снова услышали слова Господа: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи» войдет в Царство Небесное, но тот, кто творит волю Отца Моего».

В Евангелии есть одна притча, в которой рассказывается о двух сыновьях. Одному из них сказал господин: «Иди и сделай то-то и то-то». Он сказал: «Хорошо», и пошел, но дорогой передумал. Отец сказал другому: «Иди и выполни то-то». Он сказал: «Нет, я не пойду», но дорогой раскаялся и пошел и сделал то, что его просил отец. И когда Господь рассказал эту притчу, Он спросил у фарисея: «Кто из двух сыновей выполнил волю отца? Тот, который обещал и не сделал, или тот, который не обещал, даже отказался, но сделал?» - «Конечно, - ответили Ему, - выполнил волю отца тот, кто не обещал, но сделал».

Каждый из нас, идя по жизни, осознает то, что он обещал Богу в обетах крещения, тем более в обетах монашества, выполнить то-то и то-то, но каждый из нас осознает, что далек от выполнения этих заповедей. Так что же делать человеку – прийти в отчаяние или успокоиться? Да не будет – к покаянию. Но покаяние – это не то, к чему нас часто приучают, это не статистика, это не грехи, которые пишем на бумажке. Покаяние – это изменение ума. Покаяние, слово … взято из греческого языка, оно описывало состояние человека, который не попадал в цель. Если человек не попадал в цель – это был грех. Поэтому всякий раз, когда мы не выполняем воля Отца нашего Небесного – мы осознаем, что не попали в цель, и просто говорить о том, что мы не попали, нет никакого смысла, а вот стремиться в следующий раз попасть в цель, сделать то, что мы должны сделать. Для человека, который живет на земле, даже для самого праведного, невозможно всегда попадать в цель. Но вот праведники тем и отличаются от грешников, что они стремятся попасть в цель и попадают в нее. Они постоянно проверяют себя, они постоянно стремятся к совершенству, которого нельзя достичь. Если у нас с вами будет задача – мы откроем компас и пойдем по нему на севера и на юг, мы никогда не достигнем севера и юга, но стремление достигнуть – это то, что необходимо каждому из нас. Подобно тому, как древние мореплаватели, отправляясь в море, они ориентировались по звездам. Они звезд никогда не достигали, но звезды помогали им прийти к пристани. Точно так же и нам – высокие идеалы, которые даны, мы их никогда не достигаем, но в то же время мы должны по ним идти по земной жизни, ориентируясь на них. И благословен человек, который всю свою жизнь направляет на то, чтобы исправиться, чтобы выполнить волю Отца своего Небесного.

Но тот, кто унывает, приходит в отчаяние оттого, что не выполняет обещанного, он тяжко согрешает пред Богом, ибо отчаяние – страшный грех. От-чаяние – человек уже ничего не чает, он не верит. И в этом его еще более тяжкий грех, ибо Бог милостив и человеколюбив, и мы не должны никогда отчаиваться. Даже тогда, когда мы согрешаем – не попадаем в цель, нужно стремиться, просить Бога, чтобы Господь дал нам лета жизни, дал дни живота нашего, чтобы мы все-таки исполнили ту волю, которую Он нам дал, исполнили те обещания, которые мы перед ним произнесли. Потому нам не следует, с одной стороны, впадать в отчаяние, а с другой стороны, впадать в эйфорию, как всё хорошо. Мы на земле – труженики. «Пришлец аз есмь на земли, не скрый от мене, Господи, заповедей Твоих». И наша жизнь, она только для того и дана, чтобы мы упражнялись в исполнении воли Божией, упражнялись в исполнении Его заповедей, и никогда не отчаивались, когда у нас не получается, но и не впадали в эйфорию, когда у нас вдруг что-то получится, ибо сказано: «Если сотворите все, повеленное вам, и тогда говорите – мы раби неключимые, сделали то, что должны были сделать. Потому Заповеди Блаженства заканчиваются словами: «Радуйтесь, и паки реку вам: радуйтесь, ибо мзда ваша много на Небесех». И если даже на конце жизни человек принесет покаяние, Господь всё равно его управит в свои Небесные обители, в его меру даст ему благая.

Всех вас благодарю за святые молитвы, причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин…»

Фотографии: