Праздник всех святых. Воскресная проповедь

11 июня 2023 года

ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАС С ПРАЗДНИКОМ ВСЕХ СВЯТЫХ И С ИМЕНИНАМИ!

СЛАВА И БЛАГОДАТЬ СВЯТАГО ДУХА

Святой праведный Иоанн Кроншадтский

Сегодняшний воскресный день называется неделей всех святых. Празднуя в честь всех святых, мы воспоминаем всех освященных Духом Святым людей, именно: праотцев и патриархов, пророков и апостолов, мучеников и иерархов, священномучеников и преподобномучеников, преподобных и праведных, во Христе юродивых, также всех святых жен и прочих святых безымянных, а со всеми и прежде всех Пресвятую, превосходящую все ангельские чины, Владычицу нашу и Богородицу, Приснодеву Марию.

Празднуя память всех святых вскоре по празднике сошествия Святого Духа, Церковь имеет намерение показать нам славу и благодать Святого Духа — Бога, освящающего, просвещающего, укрепляющего и прославляющего всех святых из рода человеческого в Ветхом и Новом Завете. Особенно же имеет в виду показать нам те плоды, какие принесло через апостолов сошествие Святого Духа, как оно освятило подобных нам человеков, умудрило их, возвысило до степени Ангелов и привело к Богу: одних увенчало за подвиги мученичества, других – за добродетельную жизнь.

Всесвятой Дух совершает то, что превыше законов естества. Сошедши на апостолов в виде огня, который стремится вверх, Он воспламеняет оледеневшие земные сердца человеческие, поникшие в землю, и возвышает их на Небо. Это первая причина празднования памяти всех святых.

Вторая причина, почему положено праздновать всем святым вместе, есть следующая: есть много святых, угодивших Богу совершенною добродетелью, которые, однако, получив у Бога великую честь, остаются неизвестными для людей, притом отцы имели в виду и святых будущих, а потому и установили праздник всех святых, дабы почтить вместе всех, как прежде бывших, так и тех, какие будут и после явленных и неявленных святых.

Третья причина: святых, которые каждый день воспоминаются особо, нужно было воспомянуть в один день. Дабы показать, что все они подвизались силою одного Спасителя Иисуса Христа и освятились благодатью единого Духа Святого, и за то все, как рабы единого Господа, увенчаны по достоинству, что все они составляют одну Церковь, обитают в одном горнем мире, и, таким образом, побудить и нас подвизаться во всякой добродетели ради будущей жизни.

При чтении Апостола в неделю всех святых Церковь возвещает, что они верою побеждали врагов видимых и невидимых, терпеливо переносили бедность, озлобления, гонения, мучения и разнообразные виды смерти, что через них или ради них совершались и совершаются бесчисленные чудеса, что их недостоин весь мир.

Чтением Евангелия в эту неделю Церковь свидетельствует, что все они суть истинные исповедники святой веры: они во имя Господа оставляли все, что удаляло их от служения Богу и блаженного соединения с Ним; и за то Господь Иисус Христос исповедует святых перед Отцем Своим на Небеси и устами Церкви исповедует их на земле перед человеками. Евангелие нынешнего дня по-русски читается так: «Сказал Господь: всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным… Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня… Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам ? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми?» (Мф 10:32-33, 37-38; 19: 27-30).

И в нынешнее время мы можем и должны быть, братия и сестры, исповедниками Иисуса Христа перед людьми. И, во-первых, особенно мы, священнослужители, должны открыто и смело проповедовать славу Иисуса Христа, Его чудеса и силы в нас и во всех верующих, Его вечные истины, изложенные в Евангелии, и низлагать всякое помышление человеческое, взимающееся дерзновенно на разум Божий. Низлагать и пресекать глумительные, нелепые речи вольнодумцев, которых ныне размножилось больше, чем худой травы. Также и богослужение общественное и частное совершать с искренним благочестием, не спеша, не потворствуя лености богатых и сильных земли, не приноравливаясь к их вкусам, или, вернее, к их духовному безвкусию.

Но и вы, братия и сестры, должны быть всегда искренними исповедниками Иисуса Христа, неленостно и с радением посещая храм Божий, стоять в нем с благоговением, истово и со вниманием, изображая на себе крестное знамение, и не стыдиться делать поклоны и коленопреклонения, смело исповедуя и возвещая, кому следует, явленные на себе и на других милости Божии, чтобы и других утвердить в вере и уповании на Бога. Заводить назидательные беседы в обществе, не боясь прослыть ханжой и святошей или фарисеем, ибо глумление и клевета людей мира над людьми благочестивыми есть обычна награда благочестивым: блажени, сказано, егда поносят вам.

Но что значит любить отца или мать, сына или дочь более, чем Господа Иисуса Христа? Значит, из угождения им не исполнять заповедей Божиих, а исполнять их приказания и прихоти, противные воле Божией, или жить и воспитывать детей для мира, для связей, для богатства, для удовольствий, для славы мира, а не для Бога, не для спасения души, не для вечности.

А что значит взять крест свой и следовать за Христом? Значит, идти тесным и скорбным путем непрестанной борьбы со страстями и похотями, с соблазнами мира, с искушениями дьявола, терпеть случающиеся болезни, беды, напасти, гонения, изгнания. За оставление апостолами всех благ мира и за последование их Христу, Господь обещал им величайшую честь — престолы суда над всем миром в будущем пришествии Своем на землю. Всем же людям, оставившим блага мира для Христа, — стократное воздаяние и вечную жизнь.

Столь бесконечно великая награда за преданность, за кратковременную преданность Господу, за оставление ничтожных благ земных, за краткое терпение, лишение!

Как же, возлюбленные братия и сестры, нам не предаться всем сердцем Господу, как не потерпеть скорбей в этой минутной жизни!

Предадим же, непременно предадим сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу. Многие из бывших здесь первыми, там будут последними, а бывшие здесь последними, многие там будут первыми.

Бог нелицеприятен: пред Ним царь и воин вкупе предстанут, священники и миряне, ученый и невежда, вельможа и простец, богатый и убогий, мужеский пол и женский — все в равном достоинстве: кийждо бо от своих дел или прославится или постыдится. Аминь.