К 1035-летию Крещения Руси. Материалы Президентской библиотеки

28 июля 2023 года

К 1035-летию Крещения Руси.

Раритетные издания из фонда Президентской библиотеки

рассказывают о начале Христианства в России

 

28 июля 2023 года, в день памяти равноапостольного князя Владимира, отмечается 1035-летие Крещения Руси. В электронном фонде Президентской библиотеки собрано большое количество исторических и исследовательских материалов, посвящённых этому важному событию. Среди них – раритетные издания, научные работы, видеолекции и радиопередачи.

Обращение Руси в Православную веру началось в 988 году – именно тогда князь Владимир принял в греческом городе Херсонес (в летописях Древней Руси – Корсунь) Таинство Крещения и новую веру.

Святой равноапостольный великий князь Владимир

Существует множество различных версий, почему князь Владимир перешёл от веры предков на сторону учения Христа. Согласно одной из них «Владимир не был закоренелым убеждённым язычником; исповедания своей религии он не доводил до самоотвержения. Можно смело сказать, что оно не удовлетворяло умного князя, и твёрдого убеждения в идолослужении у него не было», – пишет Николай Марков в историко-биографическом очерке «Великий князь Владимир Святой» (1888), представленном на портале Президентской библиотеки. Иван Некрасов в книге «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» (1888) отмечает: «Не мог он по-прежнему любить язычество. Тоска и страх томили сердце князя. Сколько сгубило язычество сыновей и дочерей у родителей! Ведь родители должны были по жребию приносить своих детей в жертву. А в это же время все другие славяне уже ведут добрую жизнь христианскую, просвещённые святыми Кириллом и Мефодием».

Славяне к тому времени уже были знакомы с Христианством. Считается, что учение Христа принёс на Русскую землю святой апостол Андрей Первозванный, свою просветительскую деятельность на территории Руси начинали святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, христианскую веру приняли киевские князья варяго-руссы Аскольд и Дир, а позже и православная святая княгиня Ольга, бабушка Владимира. О продвижении веры среди славянских народов рассказывает известный историк Константин Бестужев-Рюмин в сочинении «О Крещении Руси,  Владимире Святом,  сыновьях его и монастыре Печерском» (1910).

Перед князем Владимиром встала нелёгкая задача – выбрать религию из четырёх доминирующих на то время на территории Евразии: западное христианство, магометанство (или ислам), иудаизм и греческое Православие. Более всего Владимир проникся беседой с посланником Византии.

В вышеупомянутом издании «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории» (1888) описана встреча с греческим философом, который подробно рассказал Владимиру «о сотворении мира, о потопе, потом о пришествии Христа Спасителя на землю, о Его Крещении, страданиях и Воскресении».

Есть и экономическое обоснование выбору князя Владимира: важнейшим торговым путём в Древней Руси много веков был водный путь с севера на юг: «из варяг в греки», основным торговым партнёром была крупнейшая и богатейшая на тот момент Византийская империя.

Как отмечается в книге «Начало христианства в России и Крещение Руси при великом князе Владимире» (1900), «желая веры истинной не для себя одного, а для всего народа», князь держал совет с боярами и городскими старейшинами. В итоге было решено отправить посланников в разные концы с целью посмотреть, в какой стране „лучше служить Богу“».

В издании «Святой равноапостольный князь Владимир» можно узнать о результатах этой поездки: русским посланцам не понравились богослужения у болгар и немцев, в отличие от греков «во святой Софии Константинопольской», о котором они отзывались так: «Повели они нас туда, где служат Богу своему, и не знали мы, на небе ли мы были или на земле; потому что нет на земле такого вида такой красоты. Мы и рассказать о ней не умеем. Знаем только то, что там сам Бог с людьми пребывает, и что служба их лучше, чем в других странах. Никогда нам не позабыть этой красоты. Всякий человек, вкусивши сладкого, не захочет уже после этого вкушать горького. Так и мы уже не в состоянии здесь (в язычестве) оставаться». Таким образом, духовный путь России был определён.

Подробно выбор Владимиром веры и Крещение Руси описываются в «Повести временных лет», прокомментированной академиком А. А. Шахматовым и напечатанной в 1916 году, в рукописном курсе лекций «Древняя русская история» В. О. Ключевского, изданных в 1885 году, и ещё в целом ряде изданий из электронного фонда Президентской библиотеки.

Владимир захотел взять в жёны принцессу Анну, сестру правящих императоров Византии, внучку императора Константина Багрянородного. Зная, какими упрямыми и гордыми бывают греки, князь решил покорить близлежащий греческий город и уже на правах победителя просить о жене и о новой вере. Подробный рассказ об этом походе изложен в книге А. Л. Бертье-Делагарда «Как Владимир осаждал Корсунь» (1909). Кампания завершилась победой киевского князя, и в 988 году в соборе Святого Василия на центральной площади города Корсунь Владимир был крещён в Православную веру.

Процесс Крещения Руси занял не одно десятилетие, сначала новая вера воспринималась непросто: «Народ, ослеплённый языческим невежеством, смотрел на книжное учение, как на чародейство, и благодеяние Владимира показалось ему несчастием», – читаем в упомянутой выше книге Константина Бестужева-Рюмина «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и монастыре Печерском» (1910).

Духовный писатель, историк Никандр Левитский в работе «Важнейшие источники для определения времени крещения Владимира и Руси и их данные…» (1890) писал: «…Чем больше Христианство входило, так сказать, в плоть и кровь русскаго народа, тем с большею благодарностию, большим благоговением воспоминалось имя крестителя земли Русской. В сознании если не большинства русских людей, то лучшей части из них, подвиг, совершённый св. Владимиром, по выбору и распространению истинной веры, делал его равным апостолам, великому Константину, участником Царства Небеснаго». Впоследствии князь Владимир был причислен к лику святых.

Православная вера полностью укрепилась в России. «Этим она обеспечила развитие русской национальной культуры, создавшей единственный в истории образ народа-богоносца, который, сочетав в себе идеалы Востока и Запада, охраняемый Православием от духовного порабощения, имеет сказать миру своё слово – слово мировой правды», – такие слова прозвучали в 1915 году в речи доктора церковной истории С. Г Рункевича «Святой великий князь Владимир равноапостольный и суть его исторического значения» (1915).

Фотографии: