Из проповедей архимандрита Наума (Байбородина)

 

Слово на третий день празднования Рождества Христова

Архимандрит Наум (Байбородин). 2010 год

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Святая Церковь прославляет Христа Спасителя, воспевая: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!»

Он был не только Звездой, восходящей от Иакова (Чис. 24, 17), но и Светом, который, по пророчеству Исаии, взойдет над Иерусалимом (Ис. 60, 1). Первыми приветствие принесли Родившемуся Богу Ангелы, воспевая хвалу Богомладенцу: Слава в вышних Богу, и на земли мир (Лк. 2, 14).

Потом пришли в Иерусалим персидские мудрецы как представители всего рода человеческого, чтобы воздать хвалу Новорожденному Царю. Но, таинственно просвещенные благодатью Господней, они познали в Младенце Бога, и уверовали, и поклонились Ему не только как Царю, но и как Богу. Отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары, злато, и ливан, и смирну (Мф. 2, 11). Они принесли, как говорят святые отцы, ливан Богу, смирну человеку, золото Царю, правильно почитая Божие и человеческое естество в единстве.

Невидимый, непостижимый Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16), Он открылся нам. И Слово плоть бысть, - говорит апостол Иоанн Богослов, - и вселися в ны, и видехом славу Его, славу, яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1, 14). Сын Божий пришел на землю как Человек и как Бог. Во Христе, - говорит Писание, - нова тварь, новое творение (2 Кор. 5, 17; Гал. 6, 15). Какая это радость, какой великий праздник для всех живущих по лицу земли!

Долго ждали на земле это великое событие. Господь, утешая народ Божий, посылал патриархов, пророков, которые возвещали, писали о пришествии Спасителя мира. Место Его рождения указал пророк Михей (Мих. 5, 2), время пришествия с особенной точностью предвозвестил о седминах пророк Даниил (Дан. 9, 25), путь пред Ним приготовит Иоанн Предтеча (Мал. 3, 1; 4, 5; Ис. 40, 3-5), который завершит лик ветхозаветных пророков и засвидетельствует о Христе: Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1, 29)...

И вот пришло время спасения, Бог явился на землю, чтобы понести клятву смертию умрете. Господь же пожелал даровать нам воскресение, чтобы мы были сынами воскресения (Лк. 20, 36). После Воскресения Христова сразу 120 учеников появилось у Господа (Деян. 1, 16), потом три тысячи (Деян. 2, 41), пять тысяч (Деян. 4, 4), и образовалась Церковь Нового Завета в Иерусалиме. Первым ее епископом стал брат Господень Иаков...

И мы тоже являемся членами этой Церкви, почитаем ее. После благодати крещения мы становимся совершенно иными, ибо великое обновление, рождение, воскресение нашей души происходит. Мы получаем благодатный огонек, свет, который вечный, который никогда не исчезает, хотя человек умирает: и тело, и животная часть его души распадаются, - а дух, данный Богом, возвращается к Богу. И крещеные православные христиане, имея в душах своих свет благодати, ходят здесь по земле, а видимы бывают всеми небожителями святыми, как огоньки какие-то мерцают, у кого больше, у кого меньше. И еще Господь даровал нам молитву усыновления: Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое... (Мф. 6, 9-13; Лк. 11, 2-4). Как оно святится? Святится оно любовью и добрыми делами...

И давайте, братья и сестры, принесем глубокое покаяние, принесем, подобно древним волхвам-мудрецам, дары: исправление нашей жизни, чистоту, целомудрие, мужество, непрестанную молитву. Эта жизнь -  приготовление к жизни вечной, поэтому не надо искать богатств, похоти плоти, похоти очей и гордости житейской, а искать Бога, благодати Божий, усыновления, чтобы в день Страшного Суда Он всех нас призвал в Новый Иерусалим. И, дай, Бог, чтобы Господь нас избрал, усыновил, даровал нам жизнь вечную. Аминь.