Воскресная проповедь в Неделю о Закхее
Воскресная проповедь в Неделю о Закхее
Вскоре мы услышим песнопения великопостные: «Покаяния отверзи ми двери». Вот в эти подготовительные недели, когда мы будем, размышляя о Евангельских событиях, учиться сопутствовать Христу в несение Его Креста, Церковь предлагает нам очень важные уроки, укрепляющие, назидающие нас духовно в это предстоящее время.
И вот сегодня мы слышим, как Господь приходит в город Иерихон. Само по себе посещение этого места Господом очень знаменательно. Господь несколько раз бывал в этом городе, но это последнее посещение Иерихона. После того как Господь совершает сегодняшнее чудо, Он отправляется из Иерихона в Иерусалим, отправляется на вольное страдание к Своей последней Пасхе.
И вот те чудеса, которые Господь совершает в Иерихоне, они показательны. Их два, и они связаны единой смысловой связью. Об этом очень глубоко говорит святитель Иоанн Златоуст. Мы помним, как в прошлое воскресение мы читали о первом чуде во Иерихоне, как Господь исцеляет слепца Вартимея (Лк. 18:35–43, зач. 93). А сегодня слышали о том, как Господь исцеляет и преображает душу богача Закхея (Лк. 19:1–10, о Закхее), зач. 94).
Христос и Закхей
И вот святитель Иоанн Златоуст говорит, что в первом случае мы имеем слепца, но который один среди всех смог прозреть своими духовными очами, что Тот, Кто идет мимо, является Мессией, Спасителем рода человеческого. Потому что кто с какой целью идет за Христом. Кто действительно ждет чуда, кто хочет быть свидетелем каких-то особых новостей, кому-то интересно посмотреть, кого Господь предпочтет, кто-то соглядатай для того, чтобы нужные вести донести до верхушки иудейского народа. Каждый со своей целью. Только один этот слепой человек оказался зрячим. Он увидел Того, Кто является Спасителем рода человеческого. Говорит Ему: «Помилуй меня, Иисусе, Сыне Давидов». «Сын Давидов» – этот эпитет фактически является синонимом Мессии. Он Его исповедует Мессией, этот слепой человек. Этот нищий, который бросился за Господом, разбросав свою мелочь, лежащую рядом с ним, забыв о ней. Это говорит о том, что он оказался самым духовно богатым человеком.
И вот следующее чудо о человеке, который был богат, но который был слеп духовно. Вот эту мысль также проводит Иоанн Златоуст. Он говорит, что он был зрячим только на деньги, только чтобы видеть земное, а в остальном это был слепой человек, Закхей. Его называет сегодня Евангелист Лука «начальник сборщиков податей». Но даже прежде этого следует сказать об особой символической связи мест, потому что Церковь и святые отцы древности усмотрели в самом движение из Иерихона в Иерусалим символическое спасение рода человеческого. Потому что Иерихон – это очень интересное место, это самое низкое место на Земле. Оно находится примерно на точке от 300 метров ниже уровня моря, а Иерусалим находится на горе. И поэтому восхождение с этого самого низкого места, где живут люди на Земле, в возвышенное место города Божиего Иерусалима – образ того, как Господь сходит в самые низины человеческого существования, жизни, рода деятельности для того, чтобы возвести нас горе, для того чтобы мы поднялись кверху, для того чтобы мы поднимались к Небесам, чтобы это движение стало движением нашей души снизу кверху.
И вот Господь встречает этого человека, начальника сборщиков податей. Нужно сразу сказать, что, конечно, сборщики податей, это сборщики налогов, в принципе их нигде и никогда не любят. Но нелюбовь к ним еврейского народа была особенная, потому что эти люди, во-первых, они воспринимались как изменники – они обирали своих же собственных соплеменников. И не просто обирали, что было плохо, но еще и тем самым содержали оккупационную власть, т.е. Римскую империю, которая к этому времени распространилась и на Иудею. И поэтому эти люди, фактически, были синонимами всяческого греха. Была даже точка зрения такая, что мытари выпали из полноты богоизбранного народа, потому что они не соблюдают заповеди и обирают собственный народ.
И поэтому когда мы слышим эпитет, когда говорят о Христе, что Он с мытарями ест, для нас, может быть, это не звучит как-то особенно остро, но для людей того времени означало, что Он впадает Сам в какую-то крайнюю степень нечистоты, с такими людьми вступая в трапезу. А этот человек является начальником сборщиков податей, мытарей. Не совсем понятно, что это означает: то ли он был действительно начальником над всеми сборщиками податей, то ли представителем той традиции, очень для нас, сложной, может быть, сегодня, но эту должность сборщика подати можно было купить за большие деньги, а потом сдать в аренду. То есть набрать помощников, которые на него работали. Он получил лицензию и продавал её таким же людям, которым закон не был дорог и народ собственный тоже ставили ни во что. И вот такая группировка людей.
И вот мы видим тайны этого человека: у него достаток, у него все есть, полная чаша, дом, любое благо, но тоска смертная гложет душу, ничего не радует. При всем этом избытке страшная пустота и мрак. И вот этот человек услышал, что идет Христос, и он идет к Нему навстречу, он Его ищет, его изголодавшаяся душа ищет смысла и полноты жизни. И, таким образом, Закхей подходит к тому месту, где Господь проповедует, он не в состоянии подойти ближе, Христа увидеть, потому что Господь окружен народом. А Закхей, как мы узнаем из повествования Евангелиста Луки, был человеком низкого роста. И тогда он забирается на дерево, для того чтобы видеть с дерева Христа, проходящего мимо. Вот в таком состоянии и находит на дереве Господь Закхея.
Нужно сказать еще одну очень интересную деталь этого повествования. Дело в том, что, конечно, в те времена не было такой развернутой системы общепита, как теперь. И поэтому, конечно, человеку, утрудившемуся от пути, необходимо было принять чьё-то предложение, приглашение войти в его дом. И поэтому люди, окружавшие Христа, они были объяты своего рода интригой, чьё приглашение Господь примет, в чей Он дом войдет, кого предпочтет. Потому что, естественно, это определенная власть, аристократия, некое соперничество знатных домов, а Иерихон это богатый город, город-купец в древние времена. В нем сходились караванные пути из Аравии в Иерусалим, и поэтому там были самые богатые сборщики налогов как раз. И вот здесь таинственнейший момент Евангелия: Господь предпочитает всем этим людям того, кого они сами считали самым грешным из людей. В глазах у Господа этот человек самый достойный был. Но почему? – спросим мы. – В чём Господь узрел изменение в душе это человека?
Ведь мы только видим его на дереве. Нужно сказать, что этому предшествовал сперва поиск Господа, а затем вот это действие. Что для него, для этого человека, означало залезть на дерево? Преодолеть себя самого. Потому что Закхей был публичной фигурой, все его знали в лицо, все его знали с отрицательной стороны. Поэтому он прекрасно внутри себя понимал, что увидев его на дереве, народ начнет смеяться над ним, показывать на него пальцами. И то, что Закхей это совершил, мы понимаем через какую систему сложнейших предрассудков внутренних и барьеров этот человек смог переступить ради Господа. И Господь эту жертву оценил, Он понял, что если уже здесь в первых шагах человек способен на такие жертвы, он сможет быть настоящим последователем Господа. И Господь обращается к нему по имени, чем, конечно, шокирует Закхея, потому что Закхей знает, что они не знакомы, никто их не представлял друг другу. Он говорит: «Закхей, сходи с дерева, потому что сегодня подобает Мне быть в твоём доме».
Он его принимает, устраивает пир, кормит. Здесь мы видим преображение человека. Он, конечно, человек цифры, он привык считать деньги, поэтому любое движение у него тоже в цифрах выражается. И он говорит: «Господи, половину моего имения я отдам нищим, а если кого чем обидел, отдам вчетверо». Но в то же время здесь есть тоже интересная деталь, если задуматься, потому что Моисеев закон требует от человека, который обидел другого человека, может быть, обокрал его, не просто вернуть то, что ты забрал, но еще и компенсировать – отдать одну пятую часть от того, что ты умыкнул. А этот человек отдает вчетверо, т.е. мы видим, что не просто он готов согласно закону Моисееву (а эти цифры он хорошо знал) соответствовать, но мы видим уже человека, который способен к милосердию. Настолько он смог себя победить, а ведь это был человек очень жадный, необыкновенно жадный. И то, что он так спокойно от всего от этого отрекается и говорит: отдам половину и вчетверо верну, мы говорим, что в человеке происходит что-то невообразимое в его душе, преображение. А дальше следуют очень важные слова Господа: «Сегодня пришло спасение в этот дом». И для нас эти слова Спасителя очень многое открывают. Что есть спасение? Мы часто говорим, что Господь – Спаситель, мы ищем спасения. Но что есть спасение? Ведь многие последователи Господа и собственно Его ученики думали, спасение – это некий результат в будущем, а, может быть, даже и после смерти. Человек жил, жил, умер, и вот он спасен. А Господь говорит: Спасение пришло сегодня в этот дом.
Мы понимаем, что Господь Сам есть Спасение. И, придя в дом, придя в жизнь этой семьи, Само Спасение пришло. И в нашей жизни Спасение – это Господь, входящий в нашу жизнь. И поэтому способность жить с Господом, чувствовать Его рядом с собой, радоваться от этого, переживать разные минуты в своей жизни: и покаяние, и утешение, и радости, и все это вместе, и внутреннее ощущение рядом с Господом – это есть приближающееся к нам Спасение.
А Господь и говорит, что «Царство Божие (что тождественно понятию Спасение) оно внутри нас» (Лк. 17:20-21), внутри нашей души, и приходит оно постепенно, неприметным образом, как Господь говорит. И вот для нас это очень важные слова, они были сказаны всем. А дальше, действительно, Господь поворачивается к зрителям, которые продолжают недоумевать, многие негодуют (открыты окна, многие видят, кто не вошли в дом), и Он говорит, что «и этот человек (Он не говорит ему - ты) является сыном Авраама». Кто такие сыны Авраама? Конечно, все евреи считали себя детьми Авраама. Но апостол Павел вводит совершенно новые понятия, что Авраам есть отец всех верующих. И вот он является человеком верующим.
И опять для нас это очень интересная деталь, потому что мы постоянно путаемся в этом слове, самом простом и дорогом. Что такое верующий человек и как это? В нашем языке традиционно сложилось так, что верующий – это тот, кто разрешил Господу быть. Мы делим людей на верующих и неверующих, т.е. одни допускают бытие Божие, а другие отрицают его. Но понятие верующего человека – это понятие более глубокое и широкое. Не тот, кто верит, что Бог есть, а тот, кто верит Богу, тот, кто смог вверить свою жизнь, доверить свою жизнь Богу. Вот это и есть верующий человек, или сын Авраама, как сегодня говорит об этом Господь. Он ему возвращает то достоинство, которое у него отняли его соплеменники, не считая его сыном Авраама и представителем избранного народа.
И вот дальше, мы знаем, что жизнь этого человека, она складывалась очень тоже глубоко. Предание Церковное говорит о том, что он стал другим человеком действительно и что он стал первым епископом Кесарии Палестинской, и об этом мы читаем в древних сочинениях исторических, таких как вот «Церковная история» Евсевия (Памфила). В ней упоминается Закхей – епископ Кесарии. Древние отцы Церкви говорят, что это именно тот самый мытарь, которого считали хуже всех. Само это слово Закхей переводится, как праведный. Вот мы видим, как преображение из глубочайшего грешника в праведника произошло тогда, когда человек встретил Любовь Божию.
Дай Бог, чтобы и в это грядущее время Весны духовной, приближающегося и входящего в нашу жизнь Поста Великого, мы в первую очередь почувствовали, что мы духовно обновляемся. Почувствовали себя детьми Божиими, почувствовали, как Господь точно так же, каждого по имени, с любовью, не взирая на ошибки нашей жизни, на то, какие мы есть, призывает: «Сегодня Мне подобает быть в твоем доме».
И дай Бог, чтобы мы услышали тоже сегодня слова о том, что Господь приходит спасти тех, кто погибает. Это утешение всем нам, потому что радость настоящая бывает духовная у человека не просто, когда он довел себя до эйфории такой, он бегает и радуется, а когда он переживает прощение Божие, тогда в его жизнь входит настоящая радость. Но для этого нужно почувствовать, как ты далек вообще от Господа, от духовной жизни, от Неба, и как Господь любит и прощает и принимает тебя в пространство Своей благодати. Вот именно это дает ту самую главную, ни с чем не сравнимую радость духовную, о которой говорит сегодня Господь в Евангелии от Луки.
Храни, Господь, вас всех.
Протоиерей Сергий Бабурин