Слово на Преображение Господне архимандрита Наума (Байбородина)

19 августа 2019 года

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! В нынешний день великая радость: мы торжественно отмечаем двунадесятый праздник — Преображение во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Как говорит нам святое Евангелие, Книга жизни: «Господь взошел на гору Фаворскую и преобразился» (Мф. 17, 1-8; Мк. 9, 2-8; Лк. 9, 28-36). Там явились из иного мира с небес Моисей и Илия, законодатель и великий пророк, и пришли апостолы – как бы земная Церковь соединилась с Небесной во главе со Христом Спасителем. И великий свет воссиял, одежды стали белые, как снег, и сиял Христос во славе Своей. Говорят святые отцы, что здесь Господь открыл умы ученикам Своим и они узрели тот свет, который всегда пребывал в Богочеловеке. Христос не изменялся, а изменился ум апостольский, принял свет Христов и стал богопричастен. И увидели ученики Его то, что раньше не могли видеть телесными очами. Великая слала открылась им, и они познали, для чего Христос пришел и какую славу дарует сынам человеческим.

Когда мы говорим о спасении, о вере, братья и сестры, нужно просто, по-детски относиться к этому великому таинству. Говорят святые отцы: то, что Христос Бог пришел на землю, что Бог стал Человеком, вочеловечился, – это проявление великой любви к роду человеческому, это великая тайна любви Божией, которая превышает тайну творения мира. Бог творил мир слово Своим: Да будет свет…  да изведут воды гады душ живых... (Быт. 1, 3,20). А здесь великое смирение, уничижение Господь воспринял как Человек, пришедши спасать Свое творение. Почему, братья и сестры, совершилась такая великая тайна уничижения, смирения, тайна воплощения? Потому что первозданный Адам не сохранил святости, не явил любви к Создателю Своему, не вошел в обожение.

Теперь люди стали грамотные, перед нами прошла вся история Церкви, и мы видели многих вождей человеческих, много слышали учений — все знаем. Но как знаем? Как смеются некоторые, цифры, факты, аргументы, исторические события, даты знаем. А все это собрать во единое, соединить, как говорится, проанализировать, в фокусе представить: почему такие события, почему пришли такие люди, почему были бедствия, почему было все, что мы пережили? И вот поэтому надо иметь глубокую веру и ум Христов, что без воли Божией волос не упадет с головы, а тут совершаются такие великие события. Почему это так? Потому  что все взвешивается: молитва восходит к Богу, доброе дело приносит благословение сынам человеческим, в то же время всякое злодеяние, богохульство, служение диаволу, убийство, блуд готовят нам великую кару. Меч мы возносим, подставляем свою же голову под этот меч, когда совершаем убийство, блуд и богохульство.

И вот Господь, испытывая любовь и веру Адамову, дал заповедь: не вкушать от древа познания добра и зла (Быт. 2,17). Господь желал испытать послушание, веру и любовь Адама. Если бы он восходил в любви Божией, то вошел бы в степень обожения, соединил бы небо и землю, стал духовным и вся вселенная во свете Фаворском блистала бы в обожении. Ведь что видел Адам? Он видел Бога, видел красоту Едемского рая. Воздух был чистый, птицы летали, прославляли Божию благость, животные были тихие и кроткие, большие и сильные не трогали маленьких, потому что они хранили заповедь Божию: питались только травой полевой и плодами земными (Быт. 1, 30). И всем хватало, потому что земля давала без трудов великое изобилие плодов. И Адам видел это, видел Бога, беседовал с Ним, и ему нужно было хранить и возделывать рай (Быт. 2, 15). Но Господь попустил, говорят святые отцы, великое испытание. Допущен был древний змий, который испытал любовь и веру Адама. Сначала он приступил к Еве, соблазнял ее, поколебал ее веру, обещал великие блага, которые сам не имел и не мог дать, уверял, что она станет богиней. И произошло великое смущение. Похоть плоти, похоть очес и гордость житейская (1 Ин. 2, 16) – это великие испытания предстоят каждому человеку. И Адам с Евой должны были понести их там и не вынесли. И за то, что они не сохранили заповедь, клятва смертию умрешь (Быт. 2,17) пала на весь род человеческий. От единой крови произошел весь род человеческий — все мы сыны Адама. Единая природа у сынов человеческих, но много ипостасей, много личностей, много людей, народов. Теперь даже различаются особенности жизни народов, потому что перед нами уже прошли многие тысячелетия.

И чему научил диавол сынов человеческих? Обещал великие блага, обещал еве, что она будет богиней, а она увидела потом страдания и скорби. Авель был убит Каином, два брата не поделили между собой землю, и видела она великое злодеяние. Потом пришла старость, и первозданные ушли в землю: из земли были взяты и в землю отошли (Быт. 3, 19). И чему научил диавол людей, как они жить стали? Они забыли истинного Бога, а солнце, луну, звезды стали почитать за богов, обожествляли даже животных, стали поклоняться всяким мерзостям. Вот до чего дошло послушание диаволу! Он научил людей прелюбодеянию, гордыне великой, убийство распространилось среди сынов человеческих. И жили люди во тьме и сени смертней (Пс. 87, 7). Первые семь поколений после Адама даже забыли Бога и Его не призывали. Пользовались великими благами: воздух чистый, вода прекрасная, богатые плоды земные – все творение Божие, пользовались, а не благодарили Бога за это.

И вот, желая спасти род человеческий, Господь пришел на землю, стал Человеком, Бог соединился с человечеством — великая тайна.

Многие теперь философствуют, и многие не идут ко Христу. Когда беседуют с крупными научными сотрудниками, которые возглавляют отделы, ведут большие научные изыскания в наши дни, то их спрашивают: «Как объяснить, почему Христос Бог, Который имеет всемогущество, Который сотворил небо и землю, перед Которым трепещут Архангелы и Которого слушаются Ангелы, почему Он смирился так до уничижения, взошел на Крест и потерпел смерть? Как вы это объясните?» Они молчат. В Бога они веруют, но скорее всего халдейскую веру хранят, то есть во всем Бога видят – многобожие. И в деле их бог пребывает, и в животном, и в каждом человеке. И до чего доходят? Многие люди считают себя богами. Вспомним историю, посмотрим на жизнь сынов человеческих – и Толстой, и Наполеон Бонапарт, и в наши дни много таких, которые считают себя мессиями, богами. Такое безумие — от диавола.

Почему же Христос пострадал? Потому что Он понес клятву, которая тяготела над сынами человеческими: смертию умрешь (Быт. 2,17). Он родился от Девы Богородицы. Как пишут святые отцы, Он восприял ум, естество человеческое от пречистых кровей Богородицы, восприял все, что составляет человека: дух, душу и тело. И пришедши на землю, Господь понес все, что нес каждый потомок Адама: скорби, болезни, страсти бесстрастные, то есть что подлежит человеку (голод, жажда и вся жизнь телесная). И как Господь предсказал через пророков, так все и понес. И родился Он в Вифлееме, как возвестил пророк Михей (Мих. 5, 2), рожден был в Свое время, как указал пророк Даниил, – через 9 седмиц после указа Кира Лонгимана о разрешении возвращаться иудеям из плена Вавилонского в Иерусалим и строить город и стены (Дан. 9, 22-27), это 483 года. Точно! Какая точность! Это сильное, самое сильное пророчество Даниила, против которого никто не может возражать! И когда Господь взошел в воды Иорданские, год в год, день в день это исполнилось. Продан был за 30 сребреников (3ах. 11, 12-13) и уничижение претерпел (Ис. 50, 6; 53, ?). И с какой подробностью царь Соломон открыл злобу саддукеев, фарисеев и книжников о погибели Христа Спасителя: Аще бо есть истинный Сын Божий (увидим), защитит его (Бог). Досаждением и мукою истяжим Его, да увемы кротость Его, и искусим беззлобство Его. Смертию поносною осудим Его (Прем. 2, 18-20). За много веков все Господь предсказал. Казалось бы, надо было всем сынам человеческим принять эту тайну спасения, о чем говорили пророки, и войти в сыноположение. И многие уже готовы были Иисуса Христа признать Спасителем, потому что увидели Его славные, великие чудеса. Даже сговорились с учениками апостольскими нечаянно взять Его и сделать царем (Ин. 6, 15), чтобы Он был царем в Израиле, во всей вселенной. Но Господь не хотел царства земного, как некоторые ученики Его желали изобилия плодов земных, желали обладать богатствами, народами, господствовать, жить в роскоши, счастье земном. А потом что? А потом, если не будет вечной жизни, они пойдут в землю, из которой и были взяты. Разве ради царства земного Господь пришел на землю? Он пришел даровать нам Царство Небесное и показать красоту первозданного Адама. А теперь сыны человеческие, которые веруют в Иисуса Христа, прославляют Отца и Сына и Святаго Духа, восходят в еще большую благодать, чем та, которую Адам имел на земле. Теперь вместо потерянного земного рая Господь уготовал нам небесный рай, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. И то, что не совершил первозданный Адам, то есть не вошел в обожение, не обожил всю вселенную, не соединил небо с землей, то совершил Новый Адам - Господь Иисус Христос. И это преображение показало нам славу сынов человеческих, которые любят Христа, веруют в Него, принимают святое крещение, прославляют Троицу, пребывают в Церкви, питаются Телом и Кровию Христовой.

И мы, братья и сестры, призваны к богообщению. Мы, православные христиане, имеем великую милость от Бога: приняли крещение, пребываем в Церкви и, имея образ Божий, можем его освятить, обновить, чтобы он стал светлым и чистым и сиял, как свет на горе Фаворской. Этот образ нужно всегда в себе ощущать и знать, что есть человек. Человек имеет две природы: духовную и телесную. Мы видим человека внешнего, когда рассматриваем его облик, его глаза, его тело. Но в этом человеке пребывает другой – духовный человек. И нам нужно почаще размышлять, даже если нас и не учили в школе, и родители нам не преподавали таинство веры. Но теперь все могут понять и осознать эту тайну спасения сами, потому что все мы уже пережили детский возраст, взошли в возраст старчества сынов человеческих, познали многую тысячелетнюю культуру, познали жизнь народов.

Так вот, что есть образ Божий? Это дыхание Бога Вседержителя, это дух вечный, бессмертный, который мы имеем в себе. Душа наша имеет ум, слово и дух. Человек имеет свободу: что желает, то избирает, то и делает. Человек умом познает истину и ложь; воля, духовная его воля, видит добро и зло; чувства духа, духовного человека, различают святыню, кротость, благолепие и нечистоту, и избирает человек то, что желает. Многие спорят, и Толстой об этом говорил, и в наши дни встречаются такие, которые утверждают: «Вы, христиане, не знаете арифметики. Вы исповедуете Триединого Бога, у вас тройка равняется единице. Как это так? Бог Един, а вы говорите: Отец и Сын и Святой Дух». Так ведь образ троичности носит в себе каждый человек: ум, слово и дух. Когда говорим, от ума нашего желанием духа исходит мысль и эта мысль делается словом. В этом слове что мы видим? Две стороны: духовную (смысл) и, как говорят физики, материальную. Потому что звуковая частота (до 16 тыс. герц в нашем разговорном языке) — это вид материи, это энергия, которая теперь рассматривается как вид материи. И вот в слове мы имеем материальное и духовное. И в каждом слове пребывает дух. Когда мы долго слушаем человека или беседуем с ним, то определяем: «О, он имеет высшее образование, он цитирует Гегеля, Канта, Фейербаха, философию знает, он знает высшую математику, у него мировоззрение вот такое, он уподобляется Гегелю во многих понятиях», — значит, в его слове виден ум, к чему он настроен, какое мировоззрение имеет. И в этом слове виден дух: или он шутит, или дух любви, дух мира, кротости, наоборот, какой-то злобный дух. И в природе мы наблюдаем, что животные чувствуют дух, пребывающий в человеке. Некоторые восходят в большее познание и наблюдают веяние духа даже в неживой природе.

Например, мы обращаемся с животными: с лошадью, с коровой. Когда хозяйка кротко зовет корову, называя по кличке или просто «коровушка», например, то она чувствует хозяйку, ласкается к ней, идет навстречу, мычит. А если грубо поступает, то животное бежит от человека. Вот даже кот и то чувствует дух, который в слове пребывает у хозяина. Мы часто вспоминаем такое: приходит хозяин домой на обед, жена ему дает покушать вкусные котлетки, он торопится, потому что перерыв-то небольшой. Вдруг кто-то звонит, пока он у телефона, кот, соблазняемый вкусным запахом, решается, утаскивает котлеты со стола и с аппетитом кушает. Возвратившись, хозяин видит, что обед у него испорчен, котлеты на полу, и он в гнев приходит: «Ах, ты что наделал! Испортил мне все! Неужели ты голодный, неужели тебя хозяйка не покормит?!» — и хочет кота даже ударить, бежит за ним. И что вы думаете? Кот слышит в голосе хозяина гнев, чувствует дух гнева и убегает.

Так мы носим образ Троицы, образ Отца и Сына и Святаго Духа. Святые отцы образно говорят, что ум как бы образ Отца Небесного; слово – так и говорится: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1, 1), Иисус Христос называется Слово Божие; и дух пребывает и в уме, и в слове. Как все просто и ясно! О чем тут спорить? И в то же время получается у нас не три каких-то существа духовных, а единая душа, единый дух бессмертный, который имеет ум, слово и дух. И это слово рождается от ума, оно и остается в уме, дух исходит от ума и всегда пребывает там.

И поэтому нам нужно, братья и сестры, веру православную хранить, как преподал ее Сам Господь, святые апостолы, и не смущаться, особенно в наши дни, когда много появляется еретиков, безумцев, которые служат диаволу, а не Богу.

Поэтому, братья и сестры, нужно бояться всякого отступления от веры православной, хранить образ Божий и показать подобие. Вот мы читаем Библию. Что мы там должны отмечать? Сначала был совет Живоначальной Троицы, потому что: И рече Бог (Триединый): сотворим... Не «сотворю», как говорит один человек, а сотворим. «Элогим» стоит, это как мы, например, говорим: «Милостивый государь, как Вы себя чувствуете? Как Ваше здоровье?» – то есть обращаемся к одному человеку, а говорим во множественном числе: «Вы, милостивый государь». Так и в Библии читаем: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26). Дальше видим: И сотворил Бог человека по образу Божию (Быт. 1, 27). Иисус Христос совершал творение по образу Божию, по образу Своему. А подобие где? Каждый из нас знает, чтобы быть подобным Богу, нужно быть святым, кротким, добрым, смиренным, любить правду, любить труд, мир иметь со всеми. Так это уже труд каждого человека, который заключается в его свободе, и каждый из нас может быть добрым и святым, если того пожелает. Мы каждый день совершаем память угодников Божиих: и святителей, и равноапостольных, и князей, и царей, и юродивых, и мучеников — все они имели образ Божий и явили в этой жизни подобие.

И вот нам, братья и сестры, нужно потрудиться, чтобы образ Божий, очищенный, освященный в таинстве крещения и покаяния, явить здесь, на земле,  подобие. Как мало таких, которые ищут Царствия Божия и правды Его! Проходят годы, многие приходят и в Лавру, приступают, кажется, к таинству покаяния, но какими они были, такими и остались: и снова блудят, и нарушают верность жене, и детей не хотят рожать. Какая же это вера?! Еще свт. Иоанн Златоуст говорил в V веке, что в Антиохии в то время было сто тысяч христиан — сто тысяч, которые приняли крещение, ходили в храм, имели иконы, Священное Писание. И сколько, вы думаете, спасалось? А спасалось, говорил святитель, только сто человек. Что же получается? Из тысячи только один приходил к вечной блаженной жизни. А мы как живем? Хвалимся верою, цитируем Священное Писание, знаем правила апостольские, правила Вселенских Соборов, знаем заповеди Божии, а живем как? Кто из нас исполняет все заповеди Божии? Какая жена, скажем, живя здесь, на земле, сохранила верность мужу и не убила ни одного ребенка? Единицы таких. Почему? Потому что у тех, кто не хранит заповеди Божии, вера не истинная, а вера бесовская. Кто из нас не крадет? Кто не осуждает? Кто не гневается? Кто соблюдает посты? Кто непрестанно молится? Не знаем, больше или меньше спасается, как было во времена свт. Иоанна Златоустого.

Поэтому в этот праздник Преображения нужно подумать, братья и сестры, какая слава уготована людям и в какой тьме мы пребываем. Святые угодники Божии эту славу уже отчасти в себе воспринимали. Вот преподобный Сергий эту славу преображения имел от Бога. Когда он служил Божественную литургию, некоторые, достойные из братии, видели, что с ним в сослужении пребывал Ангел Божий. Когда преподобный приступал к Чаше, видели огонь, который исходил из нее и входил в уста прп. Сергия. Когда приходили к нему, он видел душу этого человека и говорил его прошедшее и будущее. Мы читаем пророческие писания, писания ап. Иоанна Богослова, святых отцов и удивляемся, как они видели то, что мы переживаем, за пятнадцать, даже за двадцать веков вперед! А какие мы? Свет во тьме светит (Ин. 1, 5), и мы есть тьма.

И будем просить Бога, братья и сестры, чтобы Он просветил нашу тьму, даровал нам страх Божий, даровал истинное покаяние. И после покаяния никогда больше этих грехов не будем повторять. Пусть каждый из нас почитает Единого в Троице Истинного Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, Егоже послал еси Иисуса Христа (Ин. 17, 3) в двух волях и в существе Божественном и человеческом. Пусть каждый из нас ублажает, почитает Матерь Божию, святых угодников, Крест Животворящий, хранит верность Церкви своей, соблюл заповеди Божии, любит молитву домашнюю и церковную. И те, которые желают испытать славу преображения, славу угодников Божиих, должны приучать себя к непрестанной молитве. Где бы ты ни был, куда бы ты ни шел – везде около тебя пребывает диавол и влагает мечтания и помыслы: укорение, осуждение, нечистые, плотские. Похоть плоти, похоть очес и гордость житейская (1 Ин. 2, 16) всем нам в испытание предстоит.

Поэтому всем нам нужно, братья и сестры, принести глубокое покаяние, каждый день читать Евангелие, любить Церковь, соблюдать все ее уставы, как соблюдает воин уставы воинские. Каждый в своем чину пусть ведет строгую жизнь: жена да хранит верность мужу и не убивает детей, судья судит по правде, учитель учит истине, каждый трудится, добывает пропитание от рук своих. Каждый пусть будет добрым и святым. И непрестанно нужно призывать Иисуса Христа в помощь: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Если мы, братья и сестры, будем хранить веру православную, любить Церковь Святую, Соборную, Апостольскую, любить Иисуса Христа, Матерь Божию, угодников Божиих, почитать Крест Животворящий, соблюдать посты, молиться, жить в страхе Божием, кротости и смирении, –Господь даст нам познать тайну усыновления. И это усыновление укрепит нас здесь на пути покаяния, и познаем мы мир Христов, познаем благодать Христову. И эта благодать Христова поставит нас в день Страшного суда по правую сторону, и скажет нам Господь тогда в вечной жизни: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.

Архимандрит Наум (Байбородин)