Слово архим. Наума в день памяти прпп. Кирилла и Марии
СЛОВО АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА) В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНЫХ СХИМОНАХА КИРИЛЛА И СХИМОНАХИНИ МАРИИ, РОДИТЕЛЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
(31 января 2002 года)
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня для всех нас, братья и сестры, великий праздник, торжество. Мы прославляем преподобного Сергия и его родителей. Раньше, по древнему преданию, богомольцы, шедшие поклониться мощам преподобного Сергия, сначала посещали Хотьковский монастырь, почитая его блаженных родителей, схимонахов Кирилла и Марию, и выполняя заповедь: Чти отца твоего и матерь твою (Исх. 20, 12), — потом продолжали путь дальше в Лавру. Если же не по пути было, скажем, из Владимирской губернии шли пешком, то проходили мимо Лавры, поклонялись святым останкам родителей преподобного, служили панихиды, возносили молитвы, получали благословение и потом уже шли к нему самому, к месту его подвигов.
Местное почитание преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии совершалось давно, а в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся 3 апреля 1992 года, было установлено всероссийское, общецерковное почитание преподобных. Теперь все православные христиане могут их почитать и им молиться так же, как и другим святым. Это великая милость Божия, что в наших Российских пределах Господь явил такого великого праведника, такого яркого светильника, и нам нужно благодарить Бога за то, что Он даровал нам и преподобного Сергия, и его славных родителей.
Преподобный Сергий любил смирение, и мы нигде не слышим, чтобы про него писали: Великий Сергий. Есть много великих отцов: преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Макарий Великий, Афанасий Великий, а преподобный Сергий нисколько не меньше их. Из Священного Писания мы знаем, что Господь говорил пророку Иеремии: Прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде неже изыти тебе из ложесн, освятих тя, пророка во языки поставих тя (Иер. 1, 5), — Бог прежде его зачатия знал о нем, и прежде рождения освятил, и поставил пророком возвещать правду Божию. И Иоанн Креститель освящен был еще во чреве матери. Когда пришла Пресвятая Богородица в Горнее и приветствовала сродницу Свою Елизавету, мать будущего Пророка и Предтечи, то взыграся младенец во чреве ея, а сама она исполнилась Духа Святаго (Лк. 1, 41). Также и преподобный Сергий. Когда мать его стояла на литургии, то трижды возглашал младенец во чреве ее и все познали, что родится благословенное чадо и будет великим служителем Живоначальной Троицы.
И преподобные Кирилл и Мария послужили своему сыну тем, что в благочестии проводили время своего жития, были милосердны, любили нищих, любили молитву, хранили посты, почитали Богородицу, Крест Животворящий, все праздники церковные. Этим они уготовили то, что Господь их избрал стать родителями великого праведника. И родился чудный младенец, и любовь Божия пребывала в нем. Уже в то время он чувствовал, что предстоит пред Богом, поэтому воздерживался от пищи и не прикасался к груди материнской ни в среду, ни в пятницу, ни в тот день, когда она вкушала мясную пищу. Такое строгое воздержание, как говорят египетские отцы, что человек желает душу иметь чистую, сердце чистое. Потому что вкушаемое даже постное масло влияет на помыслы, тем более грубая пища, особенно мясная, влияет на душевное состояние человека. И мать Мария, видя, что младенец так строго относится к пище, совершенно перестала вкушать мясную пищу и в другие дни хранила воздержание.
Видя красоту, благолепие своего младенца, родители старались охранять его от общения с людьми неподобными, оберегать, когда он стал возрастать, от всего греховного, приучали к молитве, к посту, и он воссиял ревностью великою. Отрок Варфоломей, так звали преподобного, рано возлюбил молитву, он избегал шалостей, игр со сверстниками своими, уединялся, беседовал с Богом, часто бывал в храме. Он просил у Бога благодати, и Господь подал ему познание премудрости. Ангел Божий дал ему вкусить небесной пищи, и он сразу научился читать, стал понимать смысл Божественных книг и глубокую молитву и образом жизни показал себя избранным сосудом Божественной благодати.
И рано у Варфоломея появилось желание проводить иноческую жизнь. Родители уговаривали его: «Мы радуемся твоему желанию, чадо, но помедли, ты же видишь: мы стары и немощны, послужить нам некому, кроме тебя. Твоя благая часть не отнимется от тебя, только упокой нас в этой жизни и потом уже начинай подвиги свои». И он повиновался, и служил родителям, утешая их старость, послушно исполняя необходимые работы, и постоянно молился. Видя стремление своего сына к духовной жизни, сами родители стали подражать ему, больше молились, уединялись, читали Священное Писание, размышляли о кончине своей, о мытарствах, о будущей жизни и пожелали принять иноческий сан в Покровском Хотьковском монастыре, тогда он был смешанный, для старцев и для стариц. Там приняли они схиму и скончались в 1339 году, в один год. Сорок дней, отдавая последний долг сыновней любви, он неотлучно провел у гроба своих родителей здесь, в этой святой Покровской обители, молясь о блаженном упокоении душ их. Теперь никто и ничто не удерживало его в миру, теперь он мог полностью посвятить себя служению Богу.
И преподобный Сергий ушел далеко в лес на гору Маковицу. Он здесь воздвиг крест, потом храм во имя Живоначальной Троицы и стал возносить молитвы. Но вначале преподобный, как и каждый подвижник благочестия, понес большой труд борьбы внутри себя со страстями и помыслами. Потому что у человека кроме тела есть дух. И этот дух имеет способность познания Бога, познания Божественной благодати, но он находится в борении от духов злобы. Диавол, как дух бестелесный, имея доступ к нашему духу, постоянно влагает помыслы, может как бы невещественным гласом говорить, предлагая красоты этого мира, богатство, честь, славу. Но преподобного ничего здесь на земле не привлекало: ни золото, ни богатство, ни честь, ни слава. Он все оставил, а искал только Господа, непрестанно взирал на Него умными очами внутреннего духовного человека и взывал: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Так в глубоком покаянии, в уединении молясь Богу, преподобный Сергий восходил от силы в силу. И когда освятил Господь душу его, внутреннего человека. то он уже стал молиться за всю Русь и за весь мир и учить приходящих к нему, как входить в богообщение. Для этого чистота должна быть сердечная. Проводящим благочестивую жизнь, подобную ангельской, да и всем ищущим спасения надо не только грубые грехи избегать, но даже суетные помыслы отвергать, с ними не соглашаться. И преподобный Сергий стяжал такую чистоту, что Бог даровал ему великую благодать: он совершал такие же дела, какие Сам Господь совершал в дни Своей жизни на земле. Господь воскрешал мертвецов, и преподобный Сергий воскресил отрока умершего. Господь исцелял многие болезни, и преподобный Сергий исцелял, и изгонял бесов, и изводил воду из земли. Для того Господь и пришел на землю как Сын Человеческий, чтобы обогатить людей; Бог пришел на землю, стал Человеком, чтобы человек стал богом по благодати.
И мы, братья и сестры, вспоминая свою жизнь и наблюдая, как люди живут, видим, что бывает несколько рождений в этой жизни. грешнаго», — и должен плакать дух, сокрушаться. От такого внутреннего сокрушения происходят покаянные слезы, которые смиряют человека, напоминают, что он хуже всех людей, хуже скотов и даже хуже бесов. Преподобный Нил Сорский говорил: «Я горше бесов». Почему? А потому, объяснял он, что бесы меня не слушаются, они и всякие помыслы всевают, и злые люди по их наущению наговаривают, и я верю этому злу и принимаю. Вот как мы пали, поэтому всем нам нужно молиться со слезами и духом сокрушенным. А если покажем Богу ответную любовь, то Он вверит нам большую благодать.
И мы, братья и сестры, должны обратить внимание на чистоту нашей жизни, родители должны воспитывать своих детей в вере и благочестии. Добродетели и благочестие матери имеют свое воздействие на организм младенца, даже с грудным молоком ее впитываются нравы ребенку. Поэтому матери, которые хотят, чтобы у них были хорошие дети, должны относиться к чадородию как к какому-то таинству, оберегать себя от грехов, от гнева, от всякой неправды, пребывать в молитве, в покое, в мире, чаще посещать храм и причащаться Святых Христовых Таин, должны молить Бога о даровании им благословенного чада. В те времена, когда жил преподобный Сергий, делом воспитания, обучения ведал сам епископ. Архиерей беседовал с учителями, которые должны были учить детей, испытывал их веру и благочестие, проверял знания. И только тогда, когда видел истинную веру и праведную жизнь, разрешал этим учителям идти к детям и учить их нравственности, доброй жизни.
И преподобный Сергий не оставляет нас. Даже когда Лавру закрывали, Господь, по любви к Своему угоднику, сохранил его мощи. Нашлись благочестивые люди, которые их укрыли. И теперь мы приходим к нему, обращаемся как к родному своему, просим что-либо; и если наше прошение к славе Божией, во благо, для нашего спасения, то он молится Богу и мы получаем; а если просим блага временные, то он исправляет нашу молитву, чтобы мы поняли, что для нас самое главное. Также и мощи преподобных схимонахов Кирилла и Марии претерпели оскорбление, когда монастырь закрыли. Но нашлись ревнители благочестия, которые ночью захоронили святыню во дворе, не допустив возможного поругания. Так они были сохранены, и мы теперь имеем возможность к ним прикладываться. По молитвам преподобных Кирилла и Марии посылается благодатная помощь людям, исцеляются многие больные и младенцы страждущие, прекращается падеж скота.
И будем, братья и сестры, благодарить Господа Бога, что Он даровал нам таких молитвенников, как преподобный Сергий и его преподобные родители, и будем просить их молиться за нас, чтобы Господь дал нам такую же веру, какую проявили они, дал нам такую же ревность искать Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33), будем стараться подражать их житию и хранить в наших семьях благочестие, а также тяжкие грехи, как блуд, воровство, прелюбодеяние, не должны даже именоваться среди нас.
А в день Страшного суда будет великое испытание. Господь воскресит всех, и те, которые принесли глубокое покаяние и вошли в сыноположение, будут поставлены по правую сторону. И откроется на небе Царствие Божие. Ангельские силы принесут с высот небесных Нерукотворенный град – Горний Иерусалим, и первой войдет в него Пречистая Дева Богородица, Царица неба и земли, Матерь Божия, за Ней пойдут Иоанн Креститель и 12 апостолов, потом 70 апостолов, а там по полкам, смотря кто сколько преуспел в христианском совершенстве и любви: мученики, исповедники, святители, преподобные, юродивые Христа ради, патриархи и судии Ветхого Завета, сонм праведников, живших в чистоте и святости и верно послуживших Богу. И там откроется блаженство, которому не будет конца. Все святые вместе с Ангелами будут непрестанно прославлять Триединого Бога и праздновать вечную Пасху.
Здесь мы терпим скорби, немощи, а в будущей жизни уже не будет естества ни мужского, ни женского, не нужна будет пища, ни воздух, ничего вещественного, все спасенные будут подобны Ангелам. Поэтому будем стремиться здесь приучать себя к любви Божией, чтобы стать сынами воскресения, чтобы там, как и здесь все мы вместе, блаженствовать со всеми нашими сродниками, со всеми святыми. Это будет радость неизреченная для всех, великое утешение. И давайте эту радость стараться искать здесь в нашей жизни, в любви, в кротости. И дай Бог всем нам собраться там, на правой стороне, чтобы услышать глас Христа Спасителя: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.