Слова о Рождестве в преддверии Рождества
РОЖДЕСТВО ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
...Человек от колыбели до гроба хранится любовью Божию, и сколько уже душ святых на небесах, подобных Сыну Божию, полюбивших пост, молитву, хождение в храм, незлобие и добрые дела.
Будем жить так, как жил Господь, как жили святые Божии люди. Они мыслили о Боге, о душе, о безобразии греха, о совести, о вечности, навыкали к добру и в подвиге веры и добрых дел благодатью Божией стяжевали новое - чистое сердце и вечную жизнь.
Нужно, чтобы приходящие ко Христу из языческой жизни прежде упали с высоты своего нечестия и так, как с земли поднимаясь, исповедали бы рождение Христа по плоти.
Чтобы вообразился в нас Христос - Он принял плоть нашу, взял наши немощи, - нам надо принять Христовы заповеди, очистить ум и сердце и принять мир Христов.
Любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим, и к Нему приидем, и обитель у него сотворим (Ин. 14, 21, 23).
Рабы стали свободными. Бог сошел на землю, чтобы человеку открыть вход в обители небесные. Он родился по плоти, чтобы тебя возродить по духу.
Отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души.
Востани, спяй, и воскресни от мертвых, и освятит тя Христос (Еф. 5, 14).
Святые отцы Добротолюбия так говорят о великой тайне Боговоплощения:
"Человеколюбивый Бог для того соделался Человеком, чтобы людей собрать к Себе и остановить их от зла" (св. Максим Исповедник).
"Сын Божий для того сделался Сыном Человеческим, чтобы нас, человеков, соделать сынами Божиими, возводит род наш по благодати в то, что Сам Он есть по естеству, рождая нас свыше благодатью Святаго Духа и тотчас вводя нас в Царство Небесное, или, лучше сказать, даруя нам иметь сие Небесное Царствие внутрь нас (Лк. 17, 21) " (прп. Симеон Новый Богослов).
Господь наш Иисус Христос по непостижимому смирению Своему покрыл Божество Свое человечеством, так что все смотрели на Него, как на человека, тогда как Он был не Человек только, но Бог вочеловечившийся, как написано: "И Слово плоть бысть, и вселися в ны (Ин. 1, 4)" (прп. Антоний Великий).
Многие видели Господа как Человека. Апостолы видели очами веры. Когда кровоточивая, увидев Его очами сердца, уверовала, что Он есть Бог, и с верою прикоснулась краю одежды Его, тотчас избавилась от болезни и услышала: "Иди, вера твоя спасе тя" (Лк. 8, 45-48).
Апостол Павел видел Его очами веры сердца.
Видели Господа и Пилат, и Анна, и Каиафа, но, как и прочая толпа, которая смотрела на Него без веры, не получили пользы.
Рождается Христос Бог и с приятием плоти, имеющей разумную душу, соделывается человеком; не изменив естества, Материю соделывает и сохраняет Деву, в одном и том же на чудо чудом указывая и вместе каждым из них прикрывая другое (св. Максим Исповедник).
И Бог есть по естеству, и стал естественно Человеком, отнюдь не отрекшись ни от какого естества, ни от Божеского, по коему Бог есть, ни от нашего, по коему стал Человеком.
Единородный Сын Божий, предвечное Слово, еже из Бога Отца, источник жизни и безсмертия, явился нам во тьме и сени смертней седящим (Исх. 9, 2; Мф. 4, 16), воплотившись от Духа Святаго и Пресвятыя Девы, и показал нам образ Богоподобной жизни, дав святые заповеди с обетованием Царства небесного тем, кои будут жить с Ним... дарова нам надежду воскресения и жизни вечной, послушанием разрешив вину прародительского греха и смертию уничтожив власть смерти, да "якоже о Адаме вси умирают, такожде и о Нем вси оживут" (1 Кор. 15, 22), и, наконец, вознесшись на небо и седши одесную Отца, ниспослал Св. Духа в залог жизни, в просвещение и освящение душ наших (св. Максим Исповедник).
Сатана и князь тьмы со времени преступления заповеди воссел в сердце, в уме и теле Адамове как на собственном своем престоле. Почему наконец пришел Господь и принял на Себя тело от Девы? Потому что, если бы угодно Ему было прийти непокровенным Божеством, кто мог вынести сие? Посредством тела возглаголал Он к нам. И, наконец, лукавых духов, восседающих в теле, низложил Господь со престолов, то есть понятий и помыслов, которыми они правили, и очистил совесть и престолом Себе Самому соделал ум, и помыслы, и тело (прп. Макарий Великий).
Между Богом и человеком стоят предметы чувственные и умно созерцаемые. Ум человеческий, желая пройти до Бога, не должен быть порабощен вещами чувственными в деятельной жизни и отнюдь не задерживаем предметами мысленными в жизни созерцательной (св. Максим Исповедник).
Кто хочет, чтобы его прозвали мудрым и разумным и другом Божиим, тот да печется усердно душу свою предоставить Господу такою, какою от Него приял ее: чистой, неуязвленной и непорочной. За это увенчан будет он на небесах и ублажен Ангелами (прп. Иоанн Карпафский).
Адам, прияв ребро (жену из ребра), предлагавшее ему сласть, изверг человечество из рая. А Господь, благоволивший пронзенным быть копием в ребро, ввел в рай разбойника (св. Максим Исповедник).
Пришел Агнец Божий, чтобы собственной Своей силой взять грехи мира, связав прежде крепкого (сатану) и потом расхитив собранные им в добычу сосуды (спас порабощенных людей), по сказанному, "пленил еси плен (Пс. 67, 19)" (прп. Макарий Великий).
Целью пришествия Спасителя, когда Он дал нам животворящие заповеди Свои как очистительные врачевства в нашем страстном состоянии, было то, чтобы очистить душу от повреждения, произведенного первым преступлением, и восстановить ее в первобытное состояние (т.е. первозданное). Что врачевства для больного тела, то заповеди для страстной души. И явно, что заповеди постановлены вопреки страстям для уврачевания преступной души (прп. Исаак Сирин).
Господь хочет, чтобы слово Его было посеяно в сердцах человеческих.
Если Христос "бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление" (1 Кор. 1, 30), то явно, что и упокоение. Ибо говорит: "Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28)" (прп. Иоанн Карпафский).
Добре потому говорить можно, что Он соделался для человека субботою, то есть упокоением. Ибо род человеческий только в Едином Христе покой обрести может.
Господь сидит одесную Отца превыше всякого начала и власти, но око Его устремлено на сердца людей, пребывающих на земле, чтобы ожидающих от Него помощи вознести туда, где Сам пребывает (прп. Макарий Великий).
Спаситель многими обителями назвал различные меры ума водворяемых в оной стране, т.е. отличия и разность духовных дарований, какими наслаждаются по мере ума. Ибо не по разности мест, но по степени дарований назвал обители многими (прп. Исаака Сирин).
Ведайте, что Иоанн Креститель и Предтеча крестил водою в покаяние для приготовления к крещению Господа нашего Иисуса Христа, крестящего Духом Святым и огнем, Который есть огнь ревности о добрых делах. Будем ревнителями добрых дел, чтобы принести себя самих Ему в жертву приятную (прп. Антоний Великий).
Как небо и землю Бог сотворил для обитания человека, так тело и душу человека создал в жилище Себе, чтобы вселяться и упокоиваться в теле, как в доме Своем, имея прекрасную невесту - возлюбленную душу, сотворенную по образу Его (прп. Макарий Великий).
Букварь. Слова. Т. IV. - М., 2009.
Если Христос "бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление" (1 Кор. 1, 30), то явно, что и упокоение. Ибо говорит: "Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28)" (прп. Иоанн Карпафский).