С праздником Святой Пятидесятницы, с Днем рождения Церкви Христовой!
Дорогие братья и сестры!
Поздравляем вас с праздником Святой Пятидесятницы, с Днем рождения Церкви Христовой!
Установление праздника Пятидесятницы современно началу самой Церкви Христовой, но и у иудеев он был одним из трех великих годичных праздников (Ис. 23, 14, 16, 17; Втор. 16, 16).
Ко дню Пятидесятницы заканчивалась жатва, начинавшаяся с праздника Пасхи, поэтому 50-й день после первого дня Пасхи был собственно праздником окончания жатвы, в который по закону должно было приносить Богу благодарственную жертву от плодов земных (Исх. 23, 16; Чис. 28, 26). В последующие времена с этим праздником стало соединяться и воспоминание о даровании Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта. Праздник был торжественным и радостным (Втор. 16, 11), и паломники в великом множестве стекались в Иерусалим.
В 10-й день по Вознесении Иисуса Христа, во время иудейского праздника Пятидесятницы, в третьем, а по нашему счислению – в девятом часу утра, когда народ обыкновенно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, все ученики были собраны в Иерусалиме, в горнице (Деян. 1, 13), находившейся «на горе Сионской». И вот «бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну», т.е. как бы от несущегося сильного ветра. Шум этот наполнил весь дом, где находились не только апостолы, но, по изъяснению святителя Иоанна Златоуста, и прочие верующие во Христа (Деян. 1, 16). В то же мгновение среди дома в воздухе появилось множество языков огненного цвета; носясь над головами учеников, они опустились на них и опочили. Это не были действительно огненные языки, - они были «яко огненны», т.е. имели вид огня; они лишь светили, но не жгли. Непосредственно за этим, или даже вместе с этими внешними явлениями, последовало внутреннее, совершившееся в душах верующих событие: «исполнишася вси Духа свята».
При сошествии Святого Духа на апостолов бурное дыхание было ближайшим предвестием, а явление огнецветных языков – видимым знамением пришествия Святого Духа. Будучи чистейшим и безтелесным, Святой Дух избрал чувственное знамение, чтобы ощутительнее явить Свое присутствие… Но «да не подумает кто-либо, - поучает святитель Лев Великий, - что в том, что было видимо телесными очами, явилось само Божественное существо святого Духа… То, что собственно принадлежит до существа Его, сокрыто в Его Божестве, потому что взор человеческий, как не мог зреть Отца и Сына, так не может видеть и Святого Духа». Само же сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы не было случайным, ибо в какое время прежде дан был закон, в такое же время надлежало в изобилии излиться и благодати Божией на верующих во Христа: это было завершением искупления и спасения Богом человека.
Как скоро огонь Божественный возгорелся в душах верующих, они исполнились святого восторга и в ответ на дар неба вознесли к небу слово хвалы и благодарения Великому в Своих благодеяниях к роду человеческому Богу. И все они «начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати»: каждый из облагодатствованных начал говорить на каком-нибудь дотоле ему неизвестном языке – на языке страны, где он никогда не жил и языка которой не изучал. Сила Духа Святого прежде всего обнаружилась даром языков, потому что этот дар прежде всего был необходим для апостолов, чтобы они могли распространять Евангельскую проповедь во всем мире.
В память столь чудесного события этот день называется днем сошествия Святого Духа на апостолов. Называется этот праздник еще и Троицыным днем, т.к. явлением Святого Духа открылось людям в яснейшем свете таинство Святой Троицы, и святая Церковь, уча нас православно и благочестно исповедовать Пресвятую Троицу, в своих молитвословиях и песнопениях этого дня чествует и прославляет все три Лица Святой Троицы: Бога Отца, пославшего Святого Духа; Бога Сына Иисуса Христа, умолившего Отца о послании Святого духа, и Бога святого Духа, сошедшего в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил, во-первых, потому, что воспоминаемое в этот день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, а во-вторых, потому, что и после христианской Пасхи этот праздник приходится на 50-й день.
Вместе с тем день этот является и днем рождения святой Церкви. «Светло и торжественно, - говорит святитель Феофан Затворник, - празднует святая Церковь сошествие Святого Духа на апостолов. И как ей не праздновать? Потому что Духом Святым собственно создана Церковь Божия на положенном в Господе Иисусе Христе основании. Им окончательно открыты и уяснены апостолам тайны царствия и все учение христианское, Им побеждены все языки и приведены в послушание вере, Им дарованы все силы, Им изречены все уставы и учреждения к укреплению и ограждению верующих, Им доселе хранится целым и неповрежденным залог нашего спасения. Воспоминая сие великое дело Божие, святая Церковь не может не ликовать и не воспевать великую к ней Божию милость».
Апостолы, облеченные в день Пятидесятницы силой свыше, не могли, конечно, забыть этого великого дня и не отличать его особенным празднованием, так что установление праздника восходит к временам апостольским. С давних времен день Святой Троицы праздновался торжественно; особенную торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день крещение над оглашенными.
В IV веке были составлены святителем Василием Великим читаемые и доныне на вечерне молитвы. Читать эти молитвы с коленопреклонением установлено не на Литургии, а на вечерне, которая относится уже к следующему дню, поскольку в дни Пятидесятницы не полагается преклонять колена. С другой стороны, чтобы сохранить верующих в благоговейном состоянии и сделать их способными, по примеру апостолов, к трезвеннейшему и целомудренному совершению коленопреклонений и молитв в честь Святого Духа, вечерню положено совершать вслед за Литургией, не относящейся собственно к празднику святой Пятидесятницы, так что тем самым праздничное течение всей службы не нарушается. Само же богослужение на день Святой Троицы составлено трудами свв. Григория Богослова (IV в.), Романа Сладкопевца (VI в.), Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина (VIII в.), Феофана, митрополита Никейского (IX в.), и императора Льва (X в.).
К особенностям праздника святой Пятидесятницы относится обычай украшать храмы и дома верующих ветвями деревьев, травой и цветами (украшение молодыми березками установлено не церковными правилами, а народным обычаем). Так праздновала Пятидесятницу Церковь ветхозаветная, сообразно с этим обычаем, вероятно, была украшена и Сионская горница, в которой апостолы в этот праздник приняли Святого Духа. Отсюда этот обычай распространился и во всей Церкви. Молодые ветви, трава и цветы приносятся Богу, как начатки возобновляющейся весны, но вместе с тем служат символом Церкви Христовой, которая явлением в ней благодати Святого духа процвела, по выражению церковной песни, «яко крин», и указывают на обновление людей силой снисшедшего Духа Святого, служа символом самой Его благодати, которую мы испрашиваем в этот день и которая, будучи воспринята душой истинно верующего, благоухает в нем многоразличными дарами духовными и делами благочестия.
#Троица #Пятидесятница #день_рождения_Церкви