Проповедь на Пассии 28 марта 2021 года

31 марта 2021 года

Проповедь на Пассии 28 марта 2021 года

 

Для чего, дорогие отцы, братья и сестры, нужно было, чтобы Сын Божий – Вторая Ипостась Святой Троицы, пожил в рамках нашего земного бытия, принял Крестные страдания и Крестную смерть и воскрес?

Богословие с разных точек зрения рассматривает всё это событие. Есть так называемая юридическая точка зрения – по закону правды за какой-то проступок нужно понести наказание, чтобы в нашей жизни это всё скомпенсировать.

Когда человек согрешает по отношению к человеку, а поскольку мы одинаковой природы, то прощение можно как-то попросить: устно или какими-то услугами, договоренностями. Когда переходит границу этот проступок, переходит в преступление – вступает в действие Уголовный кодекс. И когда совершается суд, у пострадавшей стороны спрашивают, удовлетворены ли приговором или нет. Ну, как правило, удовлетворены, потому что понимают, что человек будет нести какие-то лишения свободы, штрафы – будет что-то претерпевать, поскольку мы одинаковой природы, то понимаем, что с ним будет.

Преступление Адамы и Евы перед Богом настолько велико, насколько велика разница между человеческой природой и Божественной. Если бы всё человечество, которое жило, живет и будет жить, само себя принесло бы в жертву Богу, то это Правде Божественной всё равно не удовлетворило бы. И чтобы удовлетворить Правде Божией, тут такой Божественный парадокс произошел: пришлось Богу приносить в Жертву Самого Себя Самому Себе за человека.

Святые отцы Древней Церкви рисуют образ воина. Как говорят, если Адам проиграл духовный поединок сатане, поскольку имел человеческую плоть, имел тело, то пришлось Второй Ипостаси Святой Троицы – Сыну Божию – принять те же доспехи и выйти на этот поединок. Господь воспринял человеческую природу и, как Адам согрешил по трем направлениям: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская – то есть увидели, что плод красив, приятен на вкус и вожделенен, потому что дает знания, Господь тоже выходит на этот поединок и побеждает сатану. Это произошло после сорокадневного поста в пустыне. Сатана приступил с теми же искушениями: 1) если Ты Сын Божий, сделай эти камни хлебами, – это похоть плоти; 2) поклонись мне – сатана показал Ему все царства мира, богатства мира – всё это будет Тебе – похоть очей; 3) и предложил Ему спрыгнуть с крыши церкви – Ты же не разобьешься, Ты Сын Божий, – гордость житейская. Всё это Господь отверг.

С нравственной точки зрения, Господь почему воспринял Крестные страдания, Крестную смерть? Чтобы восстановить человеческое достоинство. Поскольку Адам пал через непослушание, то Господь восстанавливает человеческое достоинство через послушание. Как апостол Павел говорит: «Был послушлив, и послушлив был до смерти и смерти крестной».

Почему же Господь выбирает именно Крест? Выбирает Крест, чтобы воспринять всю глубину нравственных и физических страданий.

Нравственных страданий потому, что таким образом в древней Римской империи (а Иудея находилась под властью Римской империи) распинали беглых рабов и разбойников, т.е. людей, отверженных от общества. Господь таковым не был. И мало того, Своей греховности Господь не осознавал. Он не имел ни первородного греха, поскольку человеческую природу Господь воспринял от Пресвятой Девы Марии без мужского участия. И личного греха не имел. Мы же свою греховность в той или иной степени все равно ощущаем, и, бывает, когда нам сделают какое-то замечание, хоть и справедливое, нам все равно приходится над собой делать какое-то нравственное усилие: «Да, простите, я согрешил или был не прав». А когда к нам несправедливо отнесутся, то у нас еще и возмущение возникает, как правило.

Физических страданий – потому что в те времена эта казнь – распятие на кресте – была самая жестокая. И смысл там не только в том, что прибивали гвоздями, некоторых привязывали, а в том, что человек долго не мог упираться ногами, его тело провисало, суставы выходили из своих мест, человек сам себя душил своим весом, терял сознание, от боли пробуждался, потом опять терял сознание – и вот в таких мучениях умирал.

Господь всё это претерпел. И со словами: «Господи, в руце Твои предаю Дух Мой» Душа Христа покинула Тело.

Здесь Тайна Божества какая произошла? Как Вторая Ипостась Сын Божий не отделим от Святой Троицы. Ни до Рождества, ни по Рождестве, ни в рамках земной жизни, ни на Кресте, ни в Воскресении, ни по Вознесении. Мы верим в Троицу Единосущную и Нераздельную. Телом был на Кресте, потом на Гробе Господнем – всё это теперь под одним куполом Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, – а Душой сошел во ад.

Что произошло в аду? Поскольку Господь не имел ничего общего с бесовским миром: не имел ни личного греха, ни первородного греха, то бесы не выдержали Его присутствия. В церковных песнопениях на воскресной службе есть такое выражение: «тьма отбеже». Когда источник света зажигаем в темной комнате, то и тьма расступается. Так и здесь: бесы не выдержали Его присутствия, отступили от душ тех людей, души которых находились в аду. И Господь всех праведников, всех, уверовавших в Него, выводит из ада – это Праздник Пасхи.

Этот путь пройдет каждый человек: страдания нравственные и физические. Каждый человек должен на земле в той или иной степени эти страдания претерпевать. Только результат претерпевания этих страданий разный. И некоторые унаследуют Царствие Небесное, некоторые идут в муку вечную.

Почему? Чем же должны отличаться мы, православные христиане, от всех остальных? В Евангелии от Иоанна мы слышим слова, что «сотворшие злая изыдут из гробов в воскрешение суда, а сотворшие благая – в воскрешение живота». То есть мы с вами должны творить добрые дела, и творить дела мы должны, как можно больше.

Как говорит преподобный Максим Исповедник, «как мы безотчетно согрешаем, так мы должны и безотчетно делать добрые дела». А мы ведь действительно согрешаем безотчетно – мы согрешаем, даже не замечая, что мы согрешаем по отношению к Богу и ближнему. На кого как взглянули, как посмотрели, кому какое слово сказали, каким тоном. Где-то мы могли бы доброе дело сделать, но прошли мимо или подумали: ладно кто-нибудь другой сделает. Так вот еще раз повторим: как мы безотчетно согрешаем, так мы и должны безотчетно делать добрые дела.

А с какой мотивацией мы должны эти добрые дела делать? Об этом нас учит преподобный Серафим Саровский, что всякое доброе дело надо делать ради Христа, потому что если это будет не ради Христа, пользы никакой не будет. А если будем делать добрые дела ради Христа, то мы тогда будем стяжевать благодать Святаго Духа.

То есть получается, что в любом действии нашем важна мотивация – за ради чего мы это делаем? А эта мотивация, она не сразу рождается. Здесь важно наше устроение ума, на что настроен ум.

Мы уже здесь говорили неоднократно, что самый главный религиозный вопрос, он как раз решается в умозрительной области, – восстановление связи с Богом, которую утеряли Адам и Ева. А поскольку Бог есть Дух, то эта связь как раз в области умозрительной и осуществляется. И здесь мы говорим уже о молитве. Господь так и говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь».

Преподобный Исаак Сирин под молитвой понимает не только саму молитву, умное делание, но и духовное чтение, благочестивые беседы, богословские размышления. То есть – на что настроен наш ум. Современный подвижник благочестия, уже почивший, архимандрит Емилиан Вафидис говорит об устремлении ума, куда наш ум должен быть устремлен, – в Царствие Небесное. А Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу».

И вот, дай Бог, братья и сестры, чтобы Господь нас застал и в делании добрых дел, и в устремлении нашего ума к Богу, чтобы мы по окончании земной жизни удостоились Царства Небесного. Аминь.

Фотографии: