Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИЗНЕСЕНИЕ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ. ПРАЗДНОВАНИЕ ВСЕМИЛОСТИВОМУ СПАСУ И ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
В Греческой Церкви с IX века совершалось 1/14 августа торжественное изнесение части Животворящего Древа Креста Господня в храм св. Софии, где совершалось водосвятие, и затем в течение двух недель эту святыню носили по городу и служили литии во избежание бед и болезней. Этот обычай Греческой Церкви и послужил основанием праздника в честь Святого и Животворящего Креста и торжественного освящения воды.
Крест Христов есть орудие и символ нашего спасения.
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святой Воскресение Твое славим», – поет Святая Церковь.
Каждый человек несет в жизни свой крест.
Господь говорит: "Иже любит отца или мать паче Мене, несть Мене достоин и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин. И иже не приимет креста Моего и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10, 37)... и иже не носит креста своего и в след Мене грядет, не может быть Мой ученик" (Лк. 14, 26-27).
Крест следует за подвигом самоотвержения и добродетели, разумея под ними скорби и искушения и самую произвольную смерть. В первые века Христианства многие претерпевали смерть со страданиями и мучениями. Крест есть совершенное отсечение своей воли и страстей.
В этот же день совершается также праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
В 1164 году греческий царь Мануил и русский князь Андрей Боголюбский в один и тот же день выступили на брань – один против сарацин-персов, другой против камских болгар.
Андрей Боголюбский, выступая в поход, взял с собой Святой Крест Господень и чудотворную Владимирскую икону Пресвятой Богородицы. Два священника несли эти святыни перед войсками, совершая молебны и окропляя святой водой войско, и молились все и просили победу над врагами. Были явные знамения: огненные лучи исходили из икон Спасителя и Богоматери и Креста Животворящего.
И царь греческий, и князь Андрей Боголюбский, одержав победы в один и тот же день заступлением Божиим, оба решили в память милости Божией совершать празднование 1/14 августа Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
1/14 августа начинается Успенский пост, который подготовляет нас к духовному преображению и побуждает подражать Богоматери, проводившей всю жизнь в подвигах поста и молитвы.
Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице – это первый Спас. Второй Спас – Преображение – 6/19 августа, третий Спас – 16/29 августа – Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (попразднство Успения). Эти праздники как бы связывают весь период особого почитания Богоматери перед Ее успением и исшествием от земли.
1/14 августа в Русской Церкви вспоминается Крещение Руси в 988 году.
Из проповеди архимандрита Наума (Байбородина)