К 800-летию со дня рождения св. блгв. вел. кн. Александра Невского
6 декабря совершается память святого благоверного великого князя Александра Невского. Предлагаем Вашему вниманию материалы, посвященные 800-летию со дня рождения великого русского святого.
Тропарь святому благоверному великому князю Александру Невскому
(в схиме Алексию)
Позна́й свою́ бра́тию, росси́йский Ио́сифе,/
не в Еги́пте, но на Небеси́ ца́рствующий,/
благове́рный кня́же Алекса́ндре,/
и приими́ моле́ния их,/
умножа́я жи́та лю́дем плодоно́сием земли́ твоея́,/
гра́ды влады́чествия твоего́ огражда́я моле́нием,//
правосла́вным христиа́ном на сопроти́вныя спобо́рствуя.
ПОДВИГ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
К XIII веку Русь стоит перед грозными испытаниями. Самое ее cуществование — ее своеобразие и самобытность — поставлены на карту. Русь попадает в тиски, так как подвергается грозному нападению обей сторон — латинской Европы и монгольской Азии.
В это время Бог воздвиг защитника Русской земле – благоверного князя Александра Невского (1220 - 1263).
Родился Александр 30 мая 1220 года в Переяславле-Залесском, в уделе своего отца Ярослава Всеволодовича — сына Всеволода Большое гнездо и внука Юрия Долгорукого.
В княжеской семье было девять детей.
Боголюбивые предки и родители Александра отличались особым благочестием и ревностью по вере евангельской. Вера и Церковь были мерилом жизни, являлись высшими ценностями, они определяли правила поведения всех, и в первую очередь правителей как предстоящих за своих подданных перед Царем Небесным. Утром князья всегда были на утрене в церкви, а после Божественной службы — завтрак и занятие делами. Посты соблюдали очень строго. Детей с самых ранних лет учили страху Божию и благочестию. Обучение грамоте и письму велось по Библии и Псалтыри. Преподавалось учение о душе бессмертной, о разуме, воле и чувстве духа.
В Переяславле, в Спасо-Преображенском соборе, над Александром был совершен княжеский постриг на ратное служение как символ преданности Богу и обязанности хранить веру и Отечество во бдительности и всеоружии.
Господь с детских лет готовил в отроке светильник, горящий верою и добродетелями. Любимым его занятием было чтение Священных книг и пламенная молитва к Богу. Князю предстояло быть воином Христовым и воином земным — защищать Святую Церковь и силою слова, и силою меча.
«От Бога, — говорил святой князь Александр, — получили мы власть над людьми Божиими и в страшный день Суда Божия должны будем отдать отчет в пользовании этой властью. Оградив себя страхом Божиим, помня этот день всеобщего воздаяния каждому по делам его, со всей справедливостью производите суды; не смотрите на лица и положение тяжущихся, будьте одинаково внимательны как к богатому, так и к бедному. Наказывая виновных, не будьте жестоки, соразмеряйте милостью наказание. Ничего не делайте под влиянием гнева, раздражения и зависти. Не забывайте нуждающихся, помогайте всем, творите милостыню, чтобы и себе заслужить милость Божию».
Князь Ярослав Всеволодович и его семейство были словно Ноев ковчег в то грозное для Руси время.
Северо-восток Руси страдал от татар, а северо-запад — Новгород и Псков — привлекал внимание шведов, немцев и литовцев. Появилась опасность не только быть оторванными от остальной Руси, потерять свою политическую самостоятельность, но и утратить веру Православную.
В 1238 году папа римский Григорий IX и магистр Ливонского ордена подписали договор о походе рыцарей на Восток. Татарский погром для них был благоприятным временем бороться против Православия.
Два года по всей Европе собиралось войско, готовилось к крестовому походу. Западные нации — шведы, германцы, литовцы, финны — единым лагерем выступили против православного Востока, стремясь покорить весь мир.
Но в лице князя Александра Ярославича Господь воздвиг такого могущественного, непобедимого защитника Православной веры, против которого ничего не могли сделать католики. Князь Александр предвидел неизбежность борьбы и подготовлялся к ней.
Через четыре года после Батыева нашествия началась упорная борьба с западным врагом. Начало схватке положила битва на Неве.
В 1240 г. шведский король отправил в Русские земли многочисленное войско под командованием своего зятя — ярла Биргера. «Загордевся», Биргер послал сказать князю Александру: «Выходи против меня, если можешь сопротивляться. Я уже здесь и пленяю землю твою». Шведский флот по Неве подошел к устью Ижоры и высадил десант, готовый начать наступление на Новгород.
Перед выступлением князь пришел в Софийский собор, пал на колени перед алтарем и со слезами молился, прося рассудить спор с гордым врагом: «Боже Праведный, Великий, Превечный и Всемогущий! Ты сотворил небо и землю, установил пределы владений народам и повелел жить, не переступая в чужие пределы. Малому стаду верных Твоих Ты дал надежду, чтобы не бояться нападающих на них. Призри и ныне, Прещедрый Владыко, услыши гордые слова врага этого, похваляющегося разорить Святую Церковь Твою, истребить веру Православную, пролить неповинную кровь христианскую, рассуди спор, восстань на помощь и защити нас, чтобы не смели сказать враги наши: где их Бог? На Тебя, Господи, уповаем и Тебе воссылаем славу ныне и присно и во веки веков».
Вознесли молитвы к Заступнице рода христианского, Воеводе Победительнице, Божией Матери и благоверным князьям Владимиру, Борису и Глебу и всем святым.
После молитвы и получения благословения от архиепископа Спиридона князь обратился к своему войску со словами: «Не в силе Бог, а в правде! Вспомним слова песнопевца: сии во оружии, а сии на конех, мы же во имя Господа Бога призовем...»
Князь Александр двинулся в поход с малой дружиной, но с твердой надеждой на помощь Божию.
Битве предшествовало чудесное видение, бывшее ижорцу Пелгусию, в крещении Филиппу. Тот созерцал ладью с гребцами, овеянными мглой, и двух лучезарных витязей, стоявших, обнявшись, в этой ладье. Это были святые князья Борис и Глеб. «Брате Глебе, — сказал Борис, — вели грести, да поможем мы сроднику своему, великому князю Александру Ярославичу!»
Позже Пелгусий рассказал все князю Александру о видении, на что тот ему ответил: «Сего не рци никому, о друже, пока не увидим славы Божией». А через многие годы сам уже святой князь Александр будет являться для помощи русскому воинству в сражениях!
В битве на Неве князь Александр в полной мере проявил свой военный гений. Прежде всего, он использовал момент внезапности. Не дожидаясь суздальского подкрепления, он выступил с конной дружиной практически сразу по получении известия о высадки шведов. Пехоту для ускорения маневра отправил водным путем на ладьях (как Святослав). Форсированным маршем, проделав около 200 верст менее чем за сутки, он соединился с пехотой, застав шведов на привале близ устья Ижоры. Этого никак не ожидал опытный полководец Биргер. Неожиданный удар решил дело в кратчайшие сроки.
Это была для всего русского народа чисто религиозная победа. Иначе как помощью Божиею ее нельзя и объяснить. Битва произошла 15/28 июля — в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Несомненно, святой князь вместе со святыми князьями Борисом и Глебом помогал русскому воинству. Летопись рассказывает, что после битвы на другом берегу Ижоры, куда не могли прийти русские и где битвы не было, нашли множество перебитых врагов. Господь привел в страх неприятеля, и Ангелы Божий, помогая горстке защитников святой веры, поражали врагов невидимой силой.
Князь Александр, вернувшись в Новгород, прежде всего поспешил в храм воздать благодарность Богу за чудодейственную помощь.
Битва на Неве произвела огромное впечатление на современников как на Руси, так и за рубежом.
Русские люди ликовали. Князь Александр стал славой и надеждой Руси. За эту блестящую победу его прозвали Невским.
Римский папа, направивший рать крестоносцев из Швеции к устьям Невы, теперь требовал решительных действий от ливонских рыцарей.
В 1241 г. немцами изменой был взят Псков. Они замышляли великое зло: хотели открыть в Пскове католическую епископию. Но Александр Ярославич внезапным ударом освободил город и изгнал немецких рыцарей с захваченных ими земель в Ливонии (соврем. Латвия и Эстония).
Гнев папы был ужасен. В который раз уже князь Александр разрушал тщательно разработанные планы. В который раз отстаивал он Русь, спасал её от порабощения и латинской веры.
Шла упорная борьба германского и славянского мира, Православия и латинства.
Поддержанные папой рыцари решили навсегда покончить с Александром. Они собрали сильнейшее на северо-западе войско в 20 тысяч воинов. Ядро его составляли тяжеловооруженные конные рыцари, объединенные железной дисциплиной, уставом ордена и неписаными рыцарскими законами, которые соблюдались неукоснительно. Свирепые хищники собирались закончить свое дело — силою меча, потоками крови лишить Русь Православия...
Получив известие, что на него идут основные силы ордена, Александр Невский перекрыл путь рыцарям, разместив свои войска на льду Чудского озера. Русский князь показал себя как выдающийся полководец.
Как известно, 5/18 апреля 1242 года, в субботу, Александр Невский блестяще выполнил свой план.
Перед битвой Александр помолился в церкви Святой Троицы, получил благословение и сказал: «Суди Боже, и разсуди прю мою от языка велеречива».
Потери немцев были просто невероятными для тех рыцарских войн.
Плененные рыцари с позором были проведены по улицам Великого Новгорода. Все западные враги поняли, что, даже обессиленная, Русь может постоять за себя, что Бог хранит Русь Православную. Современники свидетельствовали, что видели «полки Божии на воздусе пришедшима на помощь ему» (Александру).
Торжественным было возвращение князя Александра во Псков. Князь проехал прямо в собор Святой Троицы, где был отслужен молебен.
Своей победой князь Александр положил окончательный предел «крестовому походу» католиков на Русь. Теперь не страшна была угроза иноземцев завладеть русскими городами и принудить русских людей переменить на католичество Святую Православную веру. Сам Бог рассудил вековой спор, оградил наше Отечество от козней латинян и от их посягательств на русскую святыню – Православную веру.
Русь могла погибнуть между двух огней в героической борьбе, но устоять и спастись в борьбе одновременно на два фронта она не могла. Предстояло выбирать между Востоком и Западом.
Величайшая государственная мудрость Александра Невского подсказала ему, что вся сила сокрушительного удара Руси прежде всего должна быть направлена на Тевтонский орден.
Итак, в пятилетний срок князь Александр разрушил долголетнюю подготовительную работу католиков. Они решили круто изменить свою политику в отношении русских и попытаться иным путем — хитростью и ложью — воздействовать на Александра.
В 1248 г. папа Иннокентий IV отправил в Россию двух кардиналов с посланием, в котором обещал Александру за признание Римского престола помощь ливонских рыцарей (только что разбитых Александром!) против татар.
Посольство было безоговорочно отвергнуто. Русский князь грозно ответил папе: «То, что совершилось от создания мира и до семи Вселенских соборов, мы хорошо знаем и в вашем учении не нуждаемся и не примем eго».
Посрамленным послам пришлось уехать ни с чем...
Всей душой чувствуя в Церкви «столп и утверждение Истины», понимая значение этой Истины в русской судьбе, князь вступил в служение державного защитника чистоты церковного вероучения.
Подвиг смирения ожидал святого Александра в его отношениях с надменной и пресыщенной победами Ордой. Батый послал сказать князю: «Мне Бог покорил многие народы: ты ли один не хочешь покориться власти моей?» Видя в случившемся попущение Божие, князь Александр добровольно склонился под старшинство татар.
Александр Невский совершил выбор, сравнимый по значению с выбором веры при святом Владимире. Сам же князь Владимир и святые князья Борис и Глеб, давшие победу князю Александру над западными рыцарями, и научили его уразуметь пути Промысла Божия.
"Не бойтесь убивающих тело, — провозглашает Слово Божие, — бойтесь того, кто может и тело и душу погубить в геенне". Душа России жила и дышала благодатью церковной. Монгольское рабство не грозило ей, неся смерть лишь государственному телу раздробленной удельной Руси.
Летописцы, позднее историки отмечали, что свирепые ко всему сопротивляющемуся монголы снисходительно и терпимо относились ко всему покорному. Это было в их нравах и понятиях. Они переставали преследовать побежденных, если те исправно платили дань. Уклад, хозяйствование и сама жизнь покоренного народа их не интересовали. Они не разрушали государственности, не навязывали ни своей веры, ни своего языка, ни своей культуры.
Князю Александру пришлось принять всю тяжесть сохранения мирных отношений Руси с Ордой, куда он неоднократно ездил для переговоров. Он, как и отец его, был страдалец за Русскую землю, положивший душу свою за вверенную ему Богом в управление страну.
Русские и монгольские памятники одинаково изображают встречу князя с ханом Батыем. Князь Александр отказался покланяться татарским идолам (проходить через огонь). Батыю же поклонился, сказав: «Царь, тебе покланяюсь, понеже Бог почтил тебе царством, а твари не поклоняюся: та бо человека ради сотворена бысть, но поклоняюся Единому Богу, в Троице славимому, Ему же служу и чту И».
Хан поражен был и внешней красотой и внутренним величием князя, склонившегося перед носителем земной власти, но отказавшегося поклониться богам чужим. Молчаливо состоялось соглашение: Русь отдавалась на волю победителя, а тот оставлял ей Русского Бога.
Известно, что, отпуская от себя Александра, хан сказал: «Истину мне сказасте, яко несть подобна сему князя».
Князь Александр уменьем вести переговоры с ханами достиг того, что Русь совершенно покоренная монголами, получила право державы почти самостоятельной. Русь сохранила: власть своих князей; законы и суд во всех делах; веру и церковное устройство; государственное устройство, право войны и мира.
Ходатайствуя перед ханом, князь Александр избавил Русь от конечного порабощения, предотвратил новые страшные погромы, а своей тонкой и умной дипломатией удержал монголов вдали от русских земель, тем самым не допуская их расселения по Руси.
Умер князь Александр 14/27 ноября 1263 г. на пути из Орды. В Городце на Волге он принял, по примеру своего деда Мстислава, схиму с именем Алексий, причастился Святых Тайн и отошел тихо ко Господу в возрасте 43 лет.
Во Владимире митрополит Кирилл, узнав от гонца о смерти князя, вышел к народу и со слезами произнес: «Закатилось солнце земли Русской!» «И бысть во всем народе плач неутешим».
23 ноября/6 декабря тело великого труженика и радетеля Православной Pуси было погребено во Владимирской соборной церкви Рождественского монастыря.
Современники повествуют, что при отпевании усопший князь сам, как бы живой, простер руку и принял грамоту с разрешительной молитвой из рук митрополита и затем снова сложил свою руки крестообразно на груди. Благоговейный ужас объял всех. И прославили Бога, давшего Руси такого предстателя и молитвенника.
Вся жизнь Александра Невского озарена святостью, ибо все дела его, совершенные им в услужение русскому народу и Отечеству, служили в угождение Богу. Он сохранил северо-запад Руси от иноземцев, сберег Церковь Православную от натиска латинян, как мог, облегчал татарское иго, поддерживая в народе веру в могущество Руси.
Двести пятьдесят лет сносила Русь тяжелое татарское иго, но под мудрым правлением потомков благоверного князя Александра окрепла, сбросила оковы.
Первая русская победа над татарами князя Димитрия Иоанновича Донского в 1380 г. связана была чудесной нитью с небесной помощью святого князя Александра Невского.
В ночь с 7 на 8 (с 20 на 21) сентября, перед битвой с Мамаем, у гробницы святого князя зажглись сами собой свечи, из алтаря вышли два старца и, подойдя к гробнице, сказали: «Восстани, Александре, ускори на помощь правнуку своему Великому князю Димитрию». И тотчас князь Александр, как живой, восстал из гроба, и все трое удалились на поле Куликово помогать русскому народу, впервые подымавшемуся против татар.
Наследием подвигов святого Александра Невского явилось великое государство Российское. Он был корень и родоначальник Московских князей. Младший сын его, Даниил Александрович, — основатель Москвы. Труды святого князя Александра и его последователей были направлены на соединение русских и татарских земель, и в этом соединении созревало будущее многонациональное Российской государство, включившее впоследствии в пределы России почти все наследие Чингисхана до берегов Тихого океана.
Русская Православная Церковь совершает память святого 6лаговерного князя Александра Невского, в схиме Алексия, 23 ноября/6 декабря — день погребения и 30 августа/12 сентября — день перенесения мощей святого князя Александра (1724 г.) и обретение мощей его сына святого князя Даниила Московского (+ 1652 г.).
Святые мощи князя Александра были обретены в 1380 г. В 1547 г. на Московском церковном Соборе было совершено общецерковное прославление князя и установлено празднование его памяти — 23 ноября/6 декабря.
30 августа/12 сентября 1724 г. мощи святого князя Александра из Владимира были перенесены в Санкт-Петербург, в Троицкий собор Александро-Невской лавры, где и почивают поныне.
И величает Церковь Христова и вся страна православная Великого князя земли Русской: «Избранному воеводе земли Российския, украшению Церкве Православныя, святому благоверному великому князю Александру Невскому, похвальная восписующе, яко верою враги, видимыя же и невидимыя, победившему, и в вере своей, по речению апостолову, добродетель, в добродетели же разум, в разуме же воздержание, в воздержании же терпение, в терпении же благочестие, братолюбие и любовь явившему, со умилением и радостию возопиим: Радуйся, святой благоверный княже Александре».
Ссылки на видеоматериалы
1. Имя России: Митрополит Кирилл о св. блгв. вел. кн. Александре Невском.
2. Александр Невский. Документальный фильм.
3. Александр Невский. Художественный фильм 1938 г.
4. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. Красуйся, град Петров!
БАЛЛАДА О БОРИСЕ И ГЛЕБЕ
Баллада описывает чудесное видение святых князей Бориса и Глеба, чья память празднуется 6 августа, плывущих на помощь своему потомку, святому князю Александру Невскому, накануне одной из его знаменитых битв против шведов в 1240 году, вошедшей в русскую историю под названием «Невской».
Презентация "Святой благоверный князь Александр Невский"
Стихотворения
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
Евгений Багимов
Русский дух не победить, веру не разрушить.
Он веками будет жить, и, спасая души,
В Православии святом воины Христовы
Побеждали как мечом, так и Божьим словом.
Сквозь туман седых веков, через дни и ночи,
С золотых икон сурово смотрит в наши очи
Благоверный Александр – Богом просветленный
Был оплотом христиан, на Неве рождённых.
Помнишь, как с любовью, с верой во Христа
На защиту Родины Александр встал.
И, непобежденный, в схиму облачён.
Княже Александре – «Невским» наречен.
Зло разящий грозный меч мудрости и правды,
Он сумел в бою сберечь, не ища награды.
Был в служении всегда ревностным и строгим,
Меж Отчизной разделил сердце он и Богом.
И синеют небеса над землёю милой,
И шумят вокруг леса, колосятся нивы…
Славу воинам святым пойте человеки,
От Оби и до Невы, слава им во веки!
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
Монах Варнава (Санин)
Крестным знаменьем пред битвой
Троекратно осенясь, —
Меч в руке, уста с молитвой, —
Побеждал Великий князь!
Закрывали тучи солнце…
Кровь струилась по траве…
Бил он рыцарей-тевтонцев.
Бил он шведов на Неве!
А затем, непобедимый,
Ездил на поклон в Орду,
От земли своей родимой
Отводя собой беду.
Плачь, березовая роща!
Пойте, сосны, песнь свою!..
Было бы погибнуть проще
В самом яростном бою…
Так тянулся год за годом.
И в святую старину
Назван Александр народом
Был страдальцем за страну.
Словно перед главной битвой,
Из последних сил крестясь, —
Крест в руке, уста с молитвой, —
Умирал Великий князь…
Кличат вороны со страхом,
Множат эхо по Руси:
Умер Александр монахом,
Приняв имя — Алексий!
Сотни лет прошло с той были.
Многие ушли — как дым…
А вот князя не забыли —
Он великим стал святым!
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
Ирина Яненсон
Каким в далёком прошлом был ты, Княже,
Когда с приветным кличем «гой еси»,
В главе дружины ты стоял на страже,
Оберегая Веру на Руси?
Наверно, был решительным и дерзким,
О, Александр, в день лучших из побед
Народ прозвал тебя Великим Невским,
Ведь ты в истории оставил след.
Ты обладал и мудростью, и силой,
Тевтонский орден разгромить ты смог:
Вода Чудского озера могилой
Для немцев стала… и судья им — Бог.
Над Псковом, Новгородом, над Невою
Летает, Князь, теперь твоя душа…
Перед свечой склоняюсь головою,
Когда в твой Храм вхожу я не спеша.
Твоя Судьба прекрасна и жестока,
Но помнит Русь короткий, славный путь,
Твой трудный путь, с которого до срока
Пришлось тебе в бессмертие шагнуть.
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
Святой Александр Невский в русской поэзии - народной и художественной
* * *
Когда наш мирный край родной
Губил и жег татарин злой;
Когда несметными толпами,
Как звери хищные стадами,
Из края в край, из града в град,
Неслись монголов страшных силы,
И след их был пожаров ряд,
Грабеж, насилье и могилы, –
Врагом лишенная венца,
На цепи тяжкие взирая,
В слезах страдала Русь святая –
Не зрелось бедствиям конца.
Пред ликом попранной свободы,
В ней смолк веселья шумный глас,
Всем мнилось: близок смерти час!
Убитый тяжестью страданья,
Народ поник своей главой –
Лишь церкви благовест святой
Ему нес звуки упованья,
И в это время скорби, слез,
Как утешение небес,
Сиял во тьме звездою славы
Блюститель русския державы,
Красою ангельской лица
И взором, кротостью обильным,
Он влек к себе, как дань, сердца
Неотразимо чувством сильным.
Его власы до стройных плеч
Как прядь златая упадали,
Уста любовию дышали
И мудростью звучала речь.
Высокой доблестью украшен
И сердцем истинный герой –
Врагам средь битв был грозно страшен,
Вне битв – отрадой был святой.
Всегда в сознаньи долга строгом,
Он правду всей душою чтил –
И чувства сердца разделил
Между отчизною и Богом.
Святая жизнь его была
Как лик младенческий светла,
В нем мысль, как голубь белоснежный,
Неслась в край неба безмятежный:
Там князь от мира отдыхал,
Там, бросив меч свой и державу,
Душой он светлой ликовал,
Забыв, как прах, земную славу.
Там в сонме ангелов святых,
Перед Творца небес престолом,
Души восторженным глаголом
Он изливал жар чувств своих.
Когда ж с небес душа слетала,
Вступал он плотью в мир земной,
Тогда опять в нем закипала
Любовь к стране его родной:
Он на алтарь отчизны милой
Себя, как жертву, приносил
И слез не раз он токи лил
Над ней, в тоске души унылой.
* * *
Блажен, кто храм души своей
Не предал пламени страстей,
И кто с любовью крепкой к Богу
Свершает жизни сей дорогу.
* * *
Блажен, чья мысль всегда свята,
Чей дух не горд и терпелив
И кто к подножию креста
Слагает чувств своих порыв.
* * *
Блажен, кто здесь противник зла,
Кто друг сирот и друг вдовицы,
Того, как светлые златницы,
Восходят на небо дела.
* * *
Блажен великий князь: здесь он,
Как кедр, злом не был сокрушен
И, царственным венцом блистая,
Венчал себя и блеском рая.
Он на престол возшел отца,
Отчизне скорбной к утешенью,
И ясность светлого лица
Забот покрылась легкой тенью.
* * *
На жертву блага предает
Себя с любовью он святою, –
Народ его чтит всей душою,
И красным солнышком зовет.
Сын верный Церкви Православной,
Он храмы Божии любил
И под порфирою державной
Смиренье в сердце сохранил.
* * *
Душа, как злато, в нем светлела
Он свято чтил чужих права, –
И звонкоустая молва
О нем во всех концах гремела.