Архиерейское богослужение в Покровском Хотькове монастыре

1 декабря 2019 года

Сегодня, 1 декабря, в день памяти мучеников Платона, Романа и Варула, в Покровском Хотькове монастыре Божественную Литургию возглавил Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, Архиепископ Каширский Феогност. Его Высокопреосвященству сослужило духовенство обители.

За богослужением молились Игумения Олимпиада с сестрами, воспитанницы Детского пансиона, прихожане и гости обители.

По окончании Святого Причащения Владыка Феогност обратился к верующим в архипастырским словом:

"Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Все проходит, и то, что есть сейчас, тоже пройдет. Все конечно и скоротечно, кратко и шатко. Еще Екклесиаст несколько тысяч лет назад сказал: «Всё суета, суета сует и томление духа. Что пользы человеку от всех трудов, которыми он трудится под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки» (см. Еккл. 1, 2-4 и 14). Но вместе с тем для христианина есть вечный смысл во временной земной жизни. Именно так – вечный смысл во временной земной жизни. Но для этого нужно понять смысл этой жизни.

И вот сегодня в евангельской притче мы слышали рассказ о том, как некий человек стал богат, по тем временам, и он решил, что у него хватит этого богатства на много лет. И он сказал: «Ешь, пей, веселись, радуйся». И был ему глас: «Безумный, завтра душу твою истяжут от тебе, кому оставиши сие?» И далее такие знаменательные слова: «Так бывает со всяким, кто не в Бога, а в себя богатеет» (см. Лк. 12, 16-21).

И вот когда мы говорили о том, что (и не мы говорили – мы повторяли), когда древние говорили о краткости земной жизни, вместе с тем они пытались найти смысл этой жизни, подлинное богатство. И вот в этой притче и говорится о подлинном богатстве – богатеть в Бога.

Есть такая народная мудрость: только то, что мы отдаем, – наше. То, что спрятал, то пропало, то, что отдал, то твое. Трудно понять сразу и вместить эти слова. Но вот представим человека, любого. Вот у него есть определенное богатство. И вот он кому-то что-то дал, а после этого умер. И вот то, что он дал, – это осталось его пред Богом, а то, что оставил себе, – это взяли чужие.

Вот просто есть такие примеры: коллекционера Третьякова – он скупал картины и отдавал все это людям. И до сих пор мы с вами знаем о Третьяковской галерее. И я знаю людей, которые имели богатейшие коллекции, но они не могли их никуда отдать. И как только они умирали, родственники все это растаскивали, и ничего не оставалось. Потому-то в словах «только то, что мы отдаем, – наше» есть глубокий прагматизм, глубокий смысл. Это не то, что какая-то добродетель, филантропия, это прагматизм, потому что то, что мы отдаем, – оно остается нам, а то, что мы оставляем себе, – его расхитят те, кто будет после нас.

И потому действительно коротка, временна наша жизнь. Но вместе с тем, благословен человек, который богатеет в Бога и здесь, уже на земле, копит сокровище, которое капиталом лежит на небе.

У каждого своя мера. Это не значит, что вот сейчас прийти домой и начать раздавать всё. У нас у каждого есть близкие, дальние, но понимать, что все-таки какую-то часть нужно отдавать, нужно уметь делиться. И когда еще человек от этого получает радость, когда он отдал и не ждет благодарности, а радуется, он понимает, что это его. Но все должно быть без фанатизма, с рассудительностью, но помнить о том, что все-таки то, что мы отдаем, остается нам, а что оставляем себе, расхитят те, кто будет после нас.

Потому-то благоразумный муж и богатеет в Бога, а неблагоразумный богатеет в себя. Выбор – за каждым из нас.

Всех вас благодарим за святые молитвы, поздравляем с праздником, причастников – с принятием Святых Христовых Таин. Возблагодарим Господа".

Фотографии: