Преображение Господа нашего Иисуса Христа

19 августа 2016 года

19 августа Православная Церковь празднует Преображение Господа нашего Иисуса Христа на горе Фавор. В Покровском Хотькове монастыре в этот день собралось много верующих, пришедших помолиться в этот великий двунадесятый праздник, освятить летние плоды трудов и с радостью поделиться ими с ближними.

Обычай освящать на Праздник Преображения фрукты имеет древний духовный смысл. Приводим слово сщмч. Вениамина (Федченкова) об этом обычае.

"Райские плоды. Невольно хочется вспомнить о них, когда видишь на Преображение яблоки, груши, виноград, внесенными в святилище Божие для освящения.

Это делается не только потому, что к этому времени созревают фрукты, но и потому, что тут есть связь с обновлением твари. Они напоминают погубленное райское блаженство, а с другой стороны – утешают нас обещанием, что в будущем мире будут и некие обновленные, прекрасные наслаждения.

В житиях святых о сем говорится нередко. Таким образом, этот благочестивый обычай весьма приличествует именно преображению твари. Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на Фаворе: Господи! как нам хорошо! (Мк. 9, 5). То же пережил Н. А. Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом во время его преображения. Конечно, Царство Божие не пища и питие, говорит апостол Павел, а правда и мир и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17); но человек, по своему стремлению к образному, видимому пониманию невидимых вещей, да и по неизбежности, ибо для «новых» вещей нужны и новые слова (ср.: 2 Кор. 12, 4), – хочет выразить духовные истины внешними, понятными обрядами.

Так и здесь: будущее блаженство славы Царства Божия верующий христианин изображает под образом сладких плодов.

И вообще, очень часто в Святом Писании будущие духовные блага переводятся на язык вкуса; например, еще в древнем Завете царь Давид говорит: Вкусите и видите, яко благ Господъ (Пс. 33, 9). Поэтому этот псалом читается теперь после освящения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, и после причащения, в конце Литургии. И Господь говорит, что Он будет вкушать «пить» «новое вино» – «в Царстве Отца» (Мф. 26, 29) с учениками в Царствии Божием (Мк. 14, 25′; Лк. 13, 29), в Царстве Христовом (Еф. 5, 5; Лк. 22, 30).

И самое духовнейшее, высочайшее, непостижимейшее – Таинство Тела и Крови Он дал нам под видом хлеба и вина, сказав: «ядите» и «пиите».

Ведь и Мотовилов говорил о сладости, теплоте, благоухании, конечно – не телесных, а подобных этим ощущениях. Какая уж теплота, когда на него и преподобного Серафима снег на вершок нападал, пока продолжалось все это состояние и пока святой Серафим объяснил ему все переживаемое?! Поэтому у святых отцов очень часто такие сравнения предваряются словами: «как бы». Да и о Христе, во время Преображения Его, говорится: «как бы солнце»; об одеждах: «как бы снег».

Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере, а на юге – ранее), после созревания плодов, то есть в конце трудов. И притом когда все достигает совершенства, зрелости. Особенно на юге. Это – символ совершенства, полноты будущего Царства славы, но после трудов крестной нашей жизни.

И, конечно, это – летний праздник… Царство Божие немыслимо представить в виде зимы, холода… Царство Божие празднуется под образом теплоты: ... ибо Дух Святой животворит, как бы согревает теплотою..."

Тропарь Преображению Господню

Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, /

якоже можаху: / да возсияет и нам грешным / свет Твой присносущный, /

молитвами Богородицы, / Светодавче, слава Тебе.

Фотографии: