Почитание святыми святителя Митрофана Воронежского

6 декабря 2019 года

ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫМИ СВЯТИТЕЛЯ МИТРОФАНА ВОРОНЕЖСКОГО

 

Святитель Митрофан Воронежский был почитаем в народе и прославился чудотворениями еще задолго до своего прославления в лике святых. На его малой родине в селе Антилохово, его окрестностях и других весях Владимиро-Суздальской, Костромской земли, местах, связанных с его пастырским служением и несением монашеских подвигов, было известно о подвижнической жизни будущего первопрестольника Воронежского Митрофана.

Святитель Питирим Тамбовский был учеником, другом епископа Митрофана. Известно также, что они были не просто друзьями, но и сподвижниками Петра I в строительстве флота. Когда епископ Питирим получил назначение на Тамбовскую кафедру, он встретился с епископом Митрофаном в городе Козлове с целью получить святое благословение от своего учителя и друга. И епископ Митрофан посещал епископа Питирима в граде Тамбове. В один из таких приездов они выбрали и освятили место для нового монастыря.

Подготовкой к канонизации епископа Митрофана Воронежского занимался святитель Антоний Смирницкий, который сам впоследствии был причислен к лику святых. Святитель Антоний послал на Святую Гору Афон икону епископа Митрофана Воронежского. После открытия святых мощей свт. Митрофана, Антоний хотел переоблачить мощи святителя в епископскую мантию, но услышал тихий шепот: «Не нарушай моего завещания». Святитель просил похоронить его в монашеском облачении.

Святитель Антоний Смирницкий, никогда не видевшийся лично с батюшкой Серафимом Саровским, тем не менее состоял с ним в духовной связи. Еще только готовились документы к канонизации епископа Воронежского Митрофана, а святителю Антонию от батюшки Серафима передали записку из Сарова, в которой он поздравлял епископа с новым угодником Божиим.

Святитель Тихон Задонский родился через сто лет после свт. Митрофана Воронежского. Как и свт. Митрофан, он тоже впоследствии стал епископом Воронежским и Елецким. В Задонском Богородице-Рождественском монастыре, где жил святитель Тихон, в каждом храме монастыря освящены приделы в честь свт. Митрофана, имеются иконы с его изображением, фрески. И в келье святителя на потолке также есть роспись: Матерь Божия Державная, справа – свт. Митрофан, а слева – коленопреклоненный, еще не принявший иноческий образ свт. Тихон Задонский. Сейчас в келье свт. Тихона Задонского тоже храм.

Свт. Феофан Затворник Вышенский, обучавшийся в Ливенском духовном училище, с раннего детства был знаком с жизнеописанием епископа Воронежского Митрофана. Позднее в своих письмах и богословских трудах, проповедях епископ Феофан упоминает о свт. Митрофане. А с 1863 по 1866 г., находясь на Владимирской кафедре, епископ управляет епархией, на территории которой прошла половина жизни будущего Воронежского святителя. Пребывая в затворе в Вышенской Успенской пустыни, епископ Феофан пишет иконы. В келье у него были иконы свтт. Митрофана и Тихона Задонского. Еще одну икону свт. Митрофана епископ Феофан написал, когда у него ухудшилось зрение, и подарил ее епископу Тамбовскому Виталию.

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, тоже с глубоким почтением относился к свт. Митрофану Воронежскому и внес свой бесценный вклад в дело прославления первого Воронежского епископа. Он написал «Сказание о обретении и открытии честных мощей свт. Митрофана». Первый храм в честь свт. Митрофана Воронежского был построен в Хотьковском Покровском монастыре. Освятил этот храм свт. Филарет, митрополит Московский (в 1833 году).

Свт. Митрофан Воронежский был почитаем и святымипреподобными Оптинскими старцами. В Летописи Оптиной пустыни приводится записи о том, что прп. Лев отсылал в Воронеж к мощам святителя страждущих и одержимых. Прп. Антоний удостоился видения свт. Митрофана, когда получил назначение на служение в Черноостровский монастырь города Малоярославца. В Казанском соборе Оптиной пустыни в медальоне над иконой Собора старцев Оптинских – образ свт. Митрофана Воронежского, а в Черноостровском монастыре – резной деревянный мощевик с частицей мощей Воронежского чудотворца.

Святой праведный всероссийский батюшка Иоанн Кронштадтский особо почитал свт. Митрофана Воронежского, подчеркивая в своем дневнике исключительное место покровителя Северной столицы в сонме русских святых: «Не забывай в домашних молитвах свт. Митрофана и прп. Сергия» (1908 г. 11 августа).

В Дневнике от 11 августа батюшка Иоанн пишет:

Логика христианская кажется не трудна и легко может быть понимаема и изучаема и слишком жизненна для того, чтобы полюбить и изучить, и усвоить ее всем сердцем; а между тем ее, эту христианскую логику, и забыли почти все: и простые, и ученые (мнимоученые), именно в нее вникают и не изучают с усердием, как другие земные и утилитарные науки, искусства и художественного мастерства; и оправдана эта небесная почва и премудрость чадами ея (ср. Мф. 11, 19). Кроме Серафима Саровского, Феодосия Черниговского, Тихона Задонского, Митрофана Воронежского и всех древних святых угодников Божиих кто из мирян ныне ищет эту драгоценную жемчужину (душа по образу и подобию Божию), это зерно горчичное, эту закваску, которую женщина положила в три меры муки (см. Мф. 13, 45, 44, 31, 32, 33)?

Свт. Игнатий Брянчанинов во время Крымской войны отслужил молебен перед иконой свт. Митрофана Воронежского, а потом эту икону со своим благословением послал адмиралу Нахимову в Севастополь в район боевых действий. Адмирал Нахимов с благоговением принял икону святителя и чудотворца Митрофана Воронежского и одержал победу над турками.

Наш современник прп. Севастиан Карагандинский опекал монахиню Агнию (Стародубцеву). Матушка Агния до 7 лет была незрячей. По молитвам свт Митрофана и благодаря паломничеству к его святым мощам в Воронеж девочка прозрела. Матушка Агния, духовная дочь прп. Варсонофия Оптинского, а в последствии – Севастиана Карагандинского, научилась писать иконы. Конечно, старец Севастиан знал об исцелении своей духовной дочери у мощей свт. Митрофана Воронежского. И хоть нет сведений о почитании им свт. Митрофана, не случайно в Золотниковской пустыни в храме свт. Митрофана Воронежского есть частица святых мощей Карагандинского старца.

В Москве на Миусском кладбище в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии придел храма освящен во имя свт. Митрофана Воронежского. Одна из святынь в храме – это частица мощей прп. Севастиана Карагандинского.

Свт. Димитрий Ростовский жил в одну и ту же историческую эпоху, что и свт. Митрофан Воронежский. Наверняка они знали друг о друге, хотя, может, и не пересекались при жизни. Свт. Митрофан был старше свт. Димитрия, более именит и более известен в церковных кругах. Возможно, этим можно объяснить, что память свт. Димитрия, свт. Митрофана и свт. Тихона Воронежских празднуется 1 августа в Соборе трех святителей.

17 сентября Русская Православная Церковь празднует обретение мощей свт. Иоасафа Белгородского, а также второе обретение мощей свт. Митрофана Воронежского. В Белгороде и в Белгородской области наряду со свт. Иоасафом Белгородским особо почитается свт. Митрофан Воронежский. Об этом свидетельствует количество храмов и храмов с приделами, освященными во имя свт. Митрофана. Может, это не случайно, и в прославление Воронежского епископа на Белгородской земле внес свою лепту свт. Иоасаф Белгородский.

Более трехсот лет прошло со дня окончания земной жизни свт. Митрофана Воронежского, а память о нем продолжает жить в православном народе от севера и до юга, от запада и до востока нашей необъятной Родины. С каждым годом память о святителе не ослабевает, множится почитание его и за пределами нашей страны.

Восстанавливаются и строятся новые храмы в честь первого Воронежского епископа, пишутся новые иконы, издаются новые книги о нем. Не иссякают потоки паломников в места жизни и монашеских подвигов святителя: Золотниковскую пустынь, Сидоровское, Небылое, на Унжу, в Воронеж. Все больше и больше православных становятся почитателями святителя и чудотворца Митрофана Воронежского, обращающихся к нему в своих молитвах. И святитель не медлит, он посылает просящим помощь из своего Небесного отечества и в наши дни.

Святителю отче Митрофане, моли Бога о нас!

Татьяна Сиряченко (Грибкова)