Патриаршее Богослужение в Покровском Хотькове монастыре

28 февраля 2017 года

28 февраля, во вторник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным Богослужением в Покровском соборе обители. Чин великопостных Богослужений совершал старший священник и духовник обители архимандрит Амвросий.

Святейшего Владыку приветствовали Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству наместник Троице-Сергиевой Лавры Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност и духовенство монастыря, настоятельница Игумения Олимпиада с сестрами, Глава Сергиево-Посадского района М.Ю. Токарев, Глава городского поселения Хотьково Р.Г. Тихомирова, Председатель Совета депутатов г. Хотьково И.В. Кормакова, воспитанницы монастырского пансиона, прихожане и гости обители.

По окончании Богослужения настоятельница Игумения Олимпиада преподнесла Его Святейшеству Распятие и Покровцы, поблагодарив Святейшего Владыку за посещение древнего монастыря - обители родителей преподобного Сергия Радонежского.

Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с отеческим словом, напутствуя верующих на Великий пост. В дар обители Предстоятель Русской Церкви передал икону Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду.

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

"Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Среди грехов, которые одолевают человека, есть один, на который мы мало обращаем внимания. Но по сути этот грех способен очень сильно изменить жизнь человека. И совершенно не случайно, что в самом начале молитвы прп. Ефрема Сирина мы просим Господа не дать нам духа уныния.

Уныние – это и есть тот самый грех, который не очень виден, но на самом деле глубоко поражает человеческое сердце. Еще псалмопевец Давид в 118-м псалме говорит: «Воздрема душа моя от уныния». И прп. Иоанн Кассиан Римлянин, ученик свт. Иоанна Златоустого, комментируя этот стих из 118-го псалма, сказал: «Как хорошо сказал псалмопевец: Не плотью, а душою воздремал от уныния». Действительно уныние поражает душу состоянием, которое можно сравнить со сном. Это, конечно, не физический сон. Но тот же самый прп. Иоанн Кассиан говорит, что через уныние в душу человека входит праздность, лень, неспособность трудиться. А мы можем продолжить и сказать: уныние дезориентирует человека, путает его планы, смещает акценты в его жизни, погружает человека в тяжелое душевное состояние. И нередко это происходит без видимой причины.

Большинство грехов так или иначе связаны с искушениями, т.е. с некими сигналами, которые достигают нашего ума и сердца извне. Уныние – это тот грех, который мы сами рождаем в своем сердце.

Свт. Иоанн Златоуст говорит очень сильные слова в отношении уныния. Он называет уныние страшным наказанием и говорит о том, что это некая вершина человеческого страдания. И в самом деле будучи даже во внешних очень благоприятных условиях, человек через уныние полностью разрушает свой мир внутренний. Он одержим тяжелыми мыслями, не находит спокойствия, не может сосредоточиться. Человек, объятый унынием, теряет целеполагание свое, не видит смысла в том, что он делает и ради чего он живет.

Уныние поражает не только людей, слабых в вере, хотя в первую очередь, конечно, но иногда и людей благочестивых. Известно, что и в монастырях иногда бывает у братии или у сестер тяжелые периоды, когда уныние захватывает душу. И происходит это опять-таки без видимых причин, никто вроде никого и не обижал и не поставлял какие-то особо сложные жизненные ситуации. А из души, из глубины поднимается это тяжелое чувство, которое разрушает мир и покой и действительно, по слову Златоуста, является страшным наказанием.

Каждый грех, который прикасается к нам, не должен захватывать нашу душу, не давая возможности опомниться. Опомниться – это значит на мгновение хотя бы остановиться и подумать: вот впал в уныние – сколько захватило сердце, потемнело все вокруг, мир стал какой-то другой, смысла жизни нет, нет ничего, что бы радовало. И если не остановиться, не проанализировать это состояние, то оно захватит человека и неизвестно, куда понесет, имея страшную инерционную силу. И в состоянии уныния можно достичь такого упадка всех сил, когда это прямо будет сказываться на физическом состоянии человека, на состоянии его психики, на его жизнеспособности.

Для того, чтобы уныние не возобладало нами, нужно вспомнить замечательные слова прп. Ефрема Сирина, который сказал, что впавший в уныние человек так далек от терпения, как больной от здорового. И эти слова были сказаны не случайно, потому что терпением преодолевается уныние. Уныние нужно воспринимать как некий вызов своему духовному состоянию, не отчаиваться, не плыть по течению этой стихии, но терпением превозмогать уныние. Но и кроме того, необходимо не расслаблять свое сознание, не впадать, по слову прп. Иоанна Кассиана, в лень и праздность, но в первую очередь, преодолевать уныние трудом, тем трудом, которым ты можешь заниматься. Если труд твой умственный – напрягай свой ум, ставь перед собой новые задачи, работай, пиши, подымайся духовно, интеллектуально. Ставь перед собой новые цели в жизни. И появление новой цели всегда мобилизует силы человека. Он способен преодолевать не только уныние, но и многие другие скорби. И чем сильнее, чем яснее, чем красивее эта цель, чем значимее она, тем больше сил требуется для ее достижения. Каждый может найти эту цель вне зависимости оттого, молод он или стар, работает он или уже закончил свою трудовую жизнь и вошел в пожилой возраст. Вне зависимости от возраста, времени, пола и физических сил каждый человек может и должен ставить перед собой цели, будь то духовные, умственные или связанные с внешней своей работой, с трудом. И поставленная цель помогает человеку мобилизовать силы, разорвать узы уныния. Нужно понимать, что каждая цель возвышает нас, а цель благочестивая приближает к Богу.

Умудренные святоотеческим опытом, подкрепленные словами молитвы святого Ефрема Сирина, употребим дни Святой Четыредесятницы, чтобы осознать пагубность уныния, вооружить себя способностью и возможностью преодолевать этот грех, который так опасен для жизни человека, и да поможет нам в этом Господь.

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Матушка Олимпиада, за Ваши добрые слова, за неизменную Вашу готовность видеть Патриарха в обители. Надеюсь, что вы понимаете, сами об этом уже сказали, что не всегда просто Святейшему отвлекаться на все приглашения. Но я стараюсь по мере сил делать все то, что необходимо делать, и прошу Вас только о молитве пред Господом, Пречистой Матерь Его, пред Святыми Угодниками и зде пребывающими святыми мощами, чтобы сил у меня хватало. А в память о сегодняшнем пребывании хотел бы передать Вам эту икону, изображающую Христа Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду. Да пребывает Господь, Восшедший на Крест ради нашего спасения и искупивший наши прегрешения Любовью Своею со всеми вами. Поздравляю вас со вторником первой седмицы Великого Поста".

Фото: В.Ходаков, О.Варов

Фотографии: