О календарях и "старом" новом годе

9 января 2019 года

«НОВЫЙ» И «СТАРЫЙ» НОВЫЙ ГОД

В ночь с 13 на 14 января мы традиционно встречаем «Старый Новый год», или Новый год по юлианскому календарю. Этот неофициальный праздник с парадоксальным названием, совершенно непонятный для многих иностранцев, отмечают не только в России – любят его также и ряде бывших республик СССР, а также в Сербии, Черногории и Македонии.

Традиция дважды встречать приход нового года возникла из-за расхождения юлианского и григорианского календарей в 13 дней. И если в западных странах, перешедших в результате календарной реформы римского папы Григория XIII на «новый стиль» еще в XVI веке о юлианском календаре практически забыли, то для России и некоторых других православных стран, чьи Церкви до сего дня живут по юлианскому календарю, «светская» календарная реформа, проведенная в 1918 году, не затмила старого обычая.

«Старый новый год», как дополнение к официальному Новому году, в Советской России стали отмечать сразу же после календарной реформы. Причем для верующих немалое значение имело то, что «Старый новый год» не предваряет Рождества Христова и всегда выпадает на период святок, а не на последнюю, наиболее строгую неделю Рождественского поста, как это происходит с Новым годом, отмечаемым по григорианскому календарю.

В связи с этим неофициальным праздником уместно вспомнить историю появления самой традиции отмечать Новый год 1/14 января и указ Императора Петра Великого, положившего начало этому обычаю.

До XVIII века новый год в России начинался не с января, как в настоящее время, а с марта (до 1492 года) или с сентября (с 1492 года). Первые сведения о праздновании новолетия в России как «Первого дня во году» относятся к концу XV века.

В допетровское время по случаю наступления Нового года, который тогда совпадал с индиктом – церковным новолетием, отмечаемым 1/14 сентября, совершался первый в году царский богомольный выход.

Традиция эта была нарушена Государем Петром I.

Стремившийся к вестернизации русского быта, 20 декабря 7208 года от сотворения мира (1699 г. от Рождества Христова) Царь издал указ «О праздновании Нового года», согласно которому, праздновать новолетие, начиная с 1700 года, следовало с 1 января, как в Европе. Однако, поскольку юлианский календарь был сохранен, то «как в Европе» все равно не получилось – русский новый год наступал позже европейского. Согласно царскому указу в России также вводилось новое летосчисление: от Рождества Христова, а не от сотворения мира.

«Известно ему, Великому Государю, стало – не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны – как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, Великого Государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята – все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира, за многую рознь и считание в тех летах. И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век. И для того доброго и полезного дела указал (Великий Государь) впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова», – отмечалось в указе.

В специальном же указе Петра Великого от 15 декабря 1699 года, в свойственном ему стиле следовали такие рекомендации: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января.

А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает».

Впрочем, по отношению к Рождеству Христову Новый год был безусловно вторичным праздником, неким «довеском» и отмечался лишь как один из праздничных дней рождественской недели – святок, т.е. довольно скромно и по-домашнему. Елочка увенчанная звездой (правда не пятиконечной, как в советские времена, а восьмиконечной –  Вифлеемской) и Дед Мороз также были в первую очередь атрибутами именно Рождественского праздника, и лишь затем уже новогоднего.

Почему Петр I не принял григорианский календарь? Потому что, когда он ездил в Англию, англичане жили по юлианскому календарю и перешли на григорианский только в XVIII веке.

Способствовало празднованию «Старого нового года» и то, что новый год, введенный советской властью, изначально не был праздничным и выходным днем (таковым он стал только с 1 января 1948 года), и лишь антирелигиозная политика и связанный с ней запрет на празднование Рождества Христова, последовавший в 1929 году, со временем привели к тому, что празднование 1 января стало для советских граждан заменой христианского праздника.

Однако традиция встречать Новый год по старому стилю, вслед за Рождеством, также сохранилась, что и привело в итоге к парадоксальной ситуации со «старым» и «новым» Новым годом.

Андрей Иванов, доктор исторических наук

 

СОВЕТСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

С переходом большевиков на григорианский календарь в 1918 году, даты сдвинулись на 13 суток, и Новый год, отмечаемый с петровских времен 1 января, стал выпадать с 1919 года на дни Рождественского поста. В связи с этим, православные продолжали встречать новолетие по старому стилю 1/14 января, приходившиеся на дни святок.

Но Церковь живет по юлианскому календарю! Об этом мало кто помнит. Кто сразу может сказать, какой сейчас день по юлианскому календарю? К сожалению, для удобства все праздники уже давно переведены на календарь григорианский. И уже давно православные справляют Рождество Христово 7 января (по григорианскому), хотя на самом деле 25 декабря (по юлианскому, церковному).

Дореволюционная открытка "С Рождеством Христовым"

 В России переход на новый календарь был идеологическим жестом. Декрет об этом был принят одним из первых. Большевики тогда прямо заявили, что культура находится там, на Западе, а мы находимся в ситуации догоняющего развития. Что мы – это периферия культурного мира и наши традиции, в том числе календарные и церковные, глубоко провинциальны, архаичны и надо их изменить, чтобы развиваться. Но эта позиция недальновидна и не соответствует реальности. Потому что юлианский календарь и древнее, и удобнее. С ощущением нашей будто бы культурной неполноценности нужно усиленно и целенаправленно бороться.

Между прочим, у католиков нет Пасхалии. Католическая система вычисления Пасхи основана на нашей Пасхалии. Они сначала вычисляют православную Пасху по александрийской Пасхалии, так называемое «золотое число», а потом к ней делают по хитрой формуле некую коррекцию.

Даже астрономы всего мира до сих пор пользуются юлианским календарем. Он удобен. Он цикличен.

Из беседы с историком Павлом Кузенковым

 

ЮЛИАНСКИЙ, ГРИГОРИАНСКИЙ И «НОВОЮЛИАНСКИЙ» КАЛЕНДАРИ

Юлианский календарь – календарь, по которому живут Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Православные Церкви и афонские монастыри. Остальные Православные Церкви перешли на Григорианский календарь.

Юлианский календарь получил свое название по имени Римского императора Юлия Цезаря, который ввел его в 46 году до Р.Х. Этот календарь был разработан александрийским астрономом Созигеном. Созиген как великий композитор написал непревзойденную симфонию времени.

Простота и строгая ритмичность смены простых и високосных годов (четырехгодовой цикл) делают Юлианский календарь идеальным для измерения длительных интервалов времени. Он положен в основу составления пасхалии, с IV в. еще ни разу не исправлявшейся. По истечении Великого индиктиона (532 года) все церковные праздники, месяцы, дни следуют в том же порядке, в каком они следовали в предшествующий период. Пасха празднуется с соблюдением Церковных канонов, учитывая 4 необходимых ограничения: 1. праздновать Пасху нужно после весеннего равноденствия; 2. не праздновать вместе с иудеями; 3. праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; 4. после полнолуния в первый день седмицы.

При помощи Юлианского календаря Церковь получила единое измерение времени, единый храмовый календарь и возможность синхронно отмечать Пасху, праздники, посты и другие церковные даты. Соблюдение Юлианского календаря осуществляло связь прошлого с настоящим и будущим в одних ритмах времени.

Григорианский календарь был введен папой Григорием XIII в 1582 г. под видом исправления астрономических недочетов Юлианского календаря. Разработан он был итальянским ученым Луиджи Лилио. Однако, астрономические причины являются далеко не главными. Вопрос о календаре заключается ни в чем ином, как в признании или непризнании папского главенства в Церкви Христовой.

В Григорианском календаре нарушилась ритмичность смены простых и високосных годов, поэтому применение Александрийской пасхалии в нем оказалось невозможным.

Григорианская реформа нарушила церковные каноны, которые являются непреложными (в настоящее время трижды в 19 лет католическая пасха празднуется раньше иудейской, что и исторически неверно).

Католические страны приняли новый календарь под угрозой отлучения от Церкви.

Россию на Григорианский календарь перевело большевистское правительство в 1918 г. под предлогом развития и равнения на «цивилизованные» страны, а фактически для разрушения церковного сознания народа. Однако Русская Православная Церковь не перешла на новый календарь и по сей день сохранила верность святоотеческому преданию.

Православная Церковь в мире хранила единство в борьбе с календарной ересью до 1923 г. Нарушение единения православных Церквей и смуту произвел патриарх Константинопольский  Мелетий IV Метаксакис. На совещании, созванном им, отсутствовали Русская, Болгарская, Сербская и Иерусалимская Церкви. Предлагался так называемый «новоюлианский» календарь, с помощью которого преследовались экуменические цели. Он был разработан югославским астрономом М. Миланковичем. Этот календарь практически совпадает с Григорианским.

Следует отметить, что на этом совещании вводились и другие неканонические новшества, например, разрешение второго брака священнослужителей, епископам – иметь жен, сокращение постов и богослужений.

Введение нового календаря вызвало большую смуту и раскол в православных странах, разделило христиан на «старостильников» и «новостильников», перемешало дни церковных праздников у принявших его.

Сам Господь Своим Знамением – схождением Благодатного огня в Великую Субботу у Гроба Господня в Иерусалимском храме Воскресения – подтверждает истинность  Православия, сохранившего в чистоте юлианский церковный календарь и Александрийскую пасхалию.

Букварь. Е-К

«Христианин должен торопиться»

– У нас очень популярны сейчас западные системы тренингов, которые ориентируют человека на успех. Их лозунг: «Торопись, богатей, времени очень мало, действуй!» Расскажите о христианском здоровом отношении ко времени.

– Времени очень мало у христианина. Конец света может наступить завтра. Сегодня! Яко тать в нощи. Поэтому и должно быть всё время состояние напряженности. А эти системы – мутация такого христианского состояния – состояния постоянной нацеленности на действие. Но! В них смещены ценностные координаты. А смена этических координат приводит к страшным вещам. Вот ты бежал-бежал-бежал, схватил, получил – а счастья нет! У меня много знакомых, которые занимаются подобными практиками, – это фантастически эффективные люди. Но парадокс в том, что чем эффективнее ты достигаешь ложной цели, тем хуже тебе! А постановке правильной цели нигде не обучают. Этому обучают только в духовных учебных заведениях.

Христианин должен торопиться. Но он должен торопиться правильно и в правильном направлении. Аскетизм – жизнь размеренная. Вот как монастырь живет. Ведь эта жизнь очень насыщенная. Там ни у кого нет свободного времени. Все заняты. Никакой лени, праздности. Но нет и суеты. Важно четко видеть поставленные нашими предками координаты, систему ориентиров. И тогда уйдет огромное количество миражей.

Из беседы с историком Павлом Кузенковым